Ученые и политики ищут место России в новом мире
На семинаре выступил с основным докладом заместитель председателя комитета Госдумы РФ по обороне Алексей Арбатов. Депутат считает, что лидеры ведущих держав еще не до конца поняли, насколько изменился мир после «черного сентября» в США: «Они пытаются отделаться выспренней риторикой, а на деле приспособиться к новой обстановке, ничего не меняя в своей политике. Это чревато еще большей катастрофой в обозримом будущем».
По мнению Алексея Арбатова, никогда прежде теракты не приносили единовременно жертв и разрушений такого масштаба, не были столь профессионально подготовлены и скоординированы, не влекли таких тяжелых моральных, материальных, финансовых, политических и экологических последствий. Можно говорить о наступлении новой эры - как в развитии самого терроризма, так и в его угрозе для цивилизованного общества и государства.
Удар по США был нанесен анонимной негосударственной организацией, которая обладает рассредоточенной на разных континентах сетью конспиративных офисов и явок, складов и банковских счетов, планировщиков и исполнителей, информаторов и агентов. Минувшим сентябрем было продемонстрировано, что в свете новой угрозы географическая удаленность и геостратегические преимущества (горы, проливы, острова, зарубежные базы) более не является фактором безопасности, что международный терроризм обрел поистине неограниченную досягаемость, считает заместитель председателя комитета Госдумы РФ по обороне.
Новая реальность заставляет по-иному взглянуть на весь комплекс взаимоотношений России с Западом. Операция в Афганистане и разгром Талибана продемонстрировали, что новая стратегия безопасности возможна. При этом для достижения цели потребовались не только военные, но еще больше дипломатические, политические, финансово-экономические и пропагандистские усилия, которые и обеспечили быстрый успех. К сожалению, эти важнейшие направления антитеррористической стратегии так и не были закреплены. Ни антитеррористическая политика, ни другие сферы отношений США и России не обрели прочный долговременный фундамент - крупные договоры и соглашения по ключевым вопросам.
Президент Путин пошел по пути самого активного участия в коллективной акции против международного терроризма. При этом российский лидер опирался на поддержку меньшинства политических и военных кругов. Если ответом на конструктивную политику Владимира Путина станет "пакет" из выхода США из Договора по ПРО и новое расширение НАТО на восток, то позиция антиамериканского большинства в России получит мощное подтверждение. Тогда или президент Путин лишится поддержки в стране в целом, и силовых структурах в частности, или он будет вынужден сменить курс в области национальной безопасности.
Борьба с новой угрозой, по мнению Арбатова, требует фундаментальных изменений в отношениях великих держав и ведущих региональных стран. Что касается антитеррористической кампании, то базой для взаимодействия государств и определенной гарантией от произвола или предвзятости отдельных самых могучих держав могла бы стать конвенция о борьбе с международным терроризмом.