Импорт в России вернулся к стагнации
Если в первые семь месяцев этого года стоимость импорта в реальном выражении росла на 1–3% месяц к месяцу, то с августа по октябрь рост замедлился до 0,1–0,4%. «Фактически это означает стагнацию внутреннего спроса, причем не только потребительского, но и инвестиционного», — пишут эксперты института «Центр развития» Высшей школы экономики (ВШЭ) в бюллетене «Комментарии о государстве и бизнесе», вышедшем во вторник. Речь идет о трендовом показателе, то есть динамике с поправкой на сезонность и случайные колебания, объясняет ведущий эксперт «Центра развития» Сергей Пухов.
Поддержку импорту оказывает растущая торговля со странами СНГ, но рост ввоза товаров из стран дальнего зарубежья сменился на медленное снижение, при этом на дальнее зарубежье приходится 90% всего импорта в Россию. Сократилась доля инвестиционного импорта — в основном за счет машиностроительной продукции (занимает свыше половины в структуре импорта из дальнего зарубежья): в августе—октябре ввоз таких товаров сокращался ежемесячными темпами 1,7–2,4%, эксперты ВШЭ допускают, что причиной этого стали новые санкции США.
«Также сокращается стоимость продовольствия — потребительского импорта, хотя поэтапная отмена российских санкций в отношении Турции способна оживить торговлю продовольственными товарами. Наблюдается стагнация в импорте текстиля и обуви. Растет лишь импорт химической продукции, на три четверти состоящий из товаров промежуточного назначения», — подчеркивается в докладе.
Программа импортозамещения действует в России с момента введения антисанкций в 2014 году. Но рост ненефтегазового экспорта, которого сейчас пытаются добиться власти, невозможен без изменения отношения к импорту, подчеркивал в конце октября министр экономического развития Максим Орешкин. Инвесторам важно, насколько просто доставлять необходимые компоненты, это помогает им участвовать в глобальных цепочках добавленной стоимости, объяснял он.
Зато, как говорится в докладе ВШЭ, растет импорт автомобилей и ввоз запчастей — на российский рынок «начали возвращаться модели автомобилей иностранного производства, импорт которых был прекращен в период кризиса». Впрочем, доля импортируемых автомобилей сократилась с 2008 года с 80 до 18% — теперь они в основном собираются на территории России, отмечается в докладе. Рост импорта автомобилей будет сдерживаться из-за ослабления рубля, прогнозируют в ВШЭ.
С учетом неблагоприятной динамики обменных курсов эксперты ВШЭ «не ожидают возобновления значимого роста импорта товаров до конца года, стоимость которого по итогам текущего года может составить $235 млрд (рост на 23% год к году)».