Президент и правительство взяли Центробанк под контроль
Президент также назначил своих представителей. Ими стали Д. Медведев, А. Илларионов и А. Данилов-Данильян. По закону Национальный банковский совет состоит из 12 человек, 3 из которых делегируются Госдумой, 3 - администрацией президента, 3 - правительством РФ, 2 - Советом Федерации и 1 - Банком России. Между тем НБСБР должен контролировать утвержденную правительством и Думой кредитно-денежную политику и следить за тем, чтобы Центробанк мог вовремя парировать различные нежелательные случайности, подобные банковскому кризису 1995 года или августовскому дефолту 1998.
Кроме того, по утвержденной еще весной монетарной стратегии, Банк России должен препятствовать слишком сильному укреплению рубля, т.к. это укрепление исключительно опасно для отечественного сырьевика, ибо чем крепче рубль, тем ниже чистая прибыль нефтяников от продажи "черного золота" за границей. Но и производителю от крепкого рубля не будет лучше: заграничный товар становится конкурентоспособнее с российским по цене, ну а о конкурентоспособности с ним по качеству можно и не говорить. Таким образом, экономика России сейчас просто не готова к крепкому рублю и когда она будет к нему готова, не знает никто: ни премьер, ни президент, ни президентский советник по экономике.
Сейчас ЦБ для проведения денежно-кредитной политики имеет несравненно большие возможности: если парирование дилерами ЦБ на валютном рынке спровоцированного крахом ГКО-ОФЗ финансового кризиса «шло с колес» - тогда, в августе 98-го в топку сохранения денежной системы страны бросалось все: от экспортерских долларов до летнего транша МВФ размером в 4,8 миллиарда долларов, то нынче в подвалах ЦБ - почти 45 миллиардов долларов конвертируемой валютой и золотом. Даже с учетом того, что выплата долгов будущего года может потребовать правительственного займа у ЦБ (впрочем, г-н Касьянов уже выплатил западным заимодавцам досрочно в счет будущего года $1,5 миллиарда), золотовалютные резервы позволяют не паниковать. Напомним, что проектом бюджета-2003 предусмотрен весьма умеренный для России рост курса доллара - до 34,8 рубля.