Перейти к основному контенту
Экономика ,  
0 

Реформа железнодорожного транспорта достигла не всех заявленных целей

"Структурная реформа железнодорожного транспорта России, которая должна завершиться в 2010 году, достигла не всех заявленных целей, - сообщил директор Института народнохозяйственного прогнозирования Российской академии наук (ИНП РАН) Виктор Ивантер в ходе презентации исследования, посвященного итогам железнодорожной реформы и перспективам развития отрасли. – У реформы есть как положительные, так и отрицательные результаты".
Реформа железнодорожного транспорта достигла не всех заявленных целей

В качестве положительных были названы рост участия частного сектора на железнодорожном транспорте, повышение качества услуг у общесетевых и частных перевозчиков, рост инвестиций в некоторые виды железнодорожной деятельности. Кроме того, уточнил В. Ивантер, процесс реформирования не сопровождался системными сбоями в работе железнодорожного транспорта, объемы перевозок в докризисный период увеличивались, а железнодорожный транспорт в целом удовлетворял потребности грузовладельцев.

К отрицательным итогам реформы эксперты отнесли рост износа объектов путевого хозяйства и локомотивного парка, практически исчерпанные пропускные способности инфраструктуры и отсутствие финансирования на создание ее резервов. Как отметил заведующий лабораторией ИНП РАН Юрий Щербанин, в результате реформы повысилась непроизводительная нагрузка на магистральную инфраструктуру за счет роста порожних пробегов частных вагонов и простоев на станционных путях. Количество эшелонов, скапливающихся на подъездах к дальневосточным морским портам, в отдельных случаях превышает сотню, подчеркнул эксперт, а время простоя вагонов в ожидании погрузки в связи с ростом доли частного вагонного парка увеличилось почти в три раза: с 3,79 суток в 2001г. до 9,63 суток в 2009г.

Помимо этого, в качестве отрицательных моментов было названо то, что в ходе реформ не учитывалось соотношение между динамикой тарифов, доходами экономики и объективными потребностями железнодорожного транспорта в части ремонтов и развития инфраструктуры. Как следствие - общее состояние инфраструктуры не улучшается, несмотря даже на некоторое увеличение государственных субсидий на компенсацию убытков от пассажирских перевозок и содержания инфраструктуры.

В то же время, по словам В.Ивантера, "точка невозврата" в процессе реформирования еще не пройдена. Сейчас самое время остановиться, трезво оценить сделанное и подумать, как и куда двигаться дальше. При этом нужно учитывать, что железнодорожный транспорт – это естественная монополия, конкуренция в которой невозможна, хотя при этом можно и нужно говорить об улучшении регулирования отраслевых процессов.

Классическая внутривидовая конкуренция была бы возможна при существовании в России нескольких параллельных железнодорожных путей, например, пяти Транссибирских магистралей, добавляет Юрий Щербанин. В то же время, по мнению Ю. Щербанина, на рынке имеет место межвидовая конкуренция, в первую очередь, между автомобильным и железнодорожным транспортом. И повышение конкурентоспособности ж/д транспорта по сравнению с автомобильным должно стать одной из целей реформирования отрасли. Прежде всего, это обусловлено снижением рыночной доли ж/д транспорта в контейнерных перевозках, а также незначительной долей перевозок ж/д транспортом промышленных товаров и грузов высокой степени передела. По словам эксперта, сейчас в конкуренции выигрывает автомобильный транспорт и этому в значительной степени способствует отсутствие платы за инфраструктуру на автомобильном транспорте и наличие платы, достигающей 50% тарифа, при перевозке по железной дороге. Для примера, в России ж/д транспорт конкурирует с автомобилями на расстояниях более 3-4 тыс. км, тогда как в Европе – на расстоянии 500 км. В этом смысле необходимо искать пути для выравнивания экономических условий работы различных видов транспорта.

Подводя итоги презентации исследования, Виктор Ивантер отметил, что реформа ценна как опыт. В качестве примера, который следовало бы учесть при планировании дальнейших действий, была приведена ситуация с авиакомпаниями, когда в конце 90-х появилось множество компаний, владеющих 1-2 самолетами, что привело к упадку авиаотрасли. По словам В. Ивантера, то же самое может произойти и в железнодорожной отрасли. Реформа железнодорожного транспорта реализуется в три этапа. В частности, третий этап реформирования (2006-2010 гг.) предусматривает создание развитого конкурентного рынка железнодорожных перевозок, развитие частной собственности на локомотивы, переход большей части парка (60% и более) грузовых вагонов в частную собственность, развитие конкуренции в сфере грузовых перевозок.

Готовые квартиры в новых кварталах

В разных районах Москвы и области

Квартиры в столице 

с выгодой до ₽4,5 млн

Выгодные предложения 

для семей с детьми

Видовые квартиры 

в высотных башнях

Варианты с мебелью 

и встроенной техникой

Теги
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.



 

Лента новостей
Курс евро на 13 декабря
EUR ЦБ: 110,48 (+1,92)
Инвестиции, 12 дек, 18:17
Курс доллара на 13 декабря
USD ЦБ: 103,95 (+0,68)
Инвестиции, 12 дек, 18:17
В Польше объяснили отказ от участия военных в конфликте на УкраинеПолитика, 16:26
Путин подписал закон о голосовании через «Госуслуги» на собраниях жильцовНедвижимость, 16:20
«РИА Новости» узнало причину возвращения Superjet в ПулковоОбщество, 16:16
Жителю Техаса дали два года тюрьмы за уход от уплаты налогов с биткоиновКрипто, 16:15
Путин продлил запрет на экспорт нефти по потолку ценБизнес, 16:12
Маск заявил, что Украине давно пора было заключить мирПолитика, 16:10
FT сообщила, что в США ожидают нового удара «Орешником» по УкраинеПолитика, 16:09
Онлайн-курс Digital MBA от РБК Pro
Объединили экспертизу профессоров MBA из Гарварда, MIT, INSEAD и опыт передовых ИТ-компаний
Оставить заявку
Черчесов отреагировал на итоги жеребьевки отбора ЧМ-2026 для КазахстанаСпорт, 16:06
Минобрнауки и Минобороны создали консорциум для помощи раненным на фронтеОбщество, 15:54
Хайп и разочарование: ждать ли инвесторам «ИИ-зимы» в 2025 годуPro, 15:45
Где больше денег в Ethereum. Топ-5 приложений экосистемыКрипто, 15:42
Google выпустила операционную систему Android XR для «умных» очковLife, 15:39
Что подарить близким на Новый год: подборка гаджетов и аксессуаровСтиль, 15:38
В АТОР заявили о риске отмены туров в Абхазию из-за коллапса в энергетикеLife, 15:34