Перейти к основному контенту
Экономика ,  
0 

Реформа железнодорожного транспорта достигла не всех заявленных целей

"Структурная реформа железнодорожного транспорта России, которая должна завершиться в 2010 году, достигла не всех заявленных целей, - сообщил директор Института народнохозяйственного прогнозирования Российской академии наук (ИНП РАН) Виктор Ивантер в ходе презентации исследования, посвященного итогам железнодорожной реформы и перспективам развития отрасли. – У реформы есть как положительные, так и отрицательные результаты".
Реформа железнодорожного транспорта достигла не всех заявленных целей

В качестве положительных были названы рост участия частного сектора на железнодорожном транспорте, повышение качества услуг у общесетевых и частных перевозчиков, рост инвестиций в некоторые виды железнодорожной деятельности. Кроме того, уточнил В. Ивантер, процесс реформирования не сопровождался системными сбоями в работе железнодорожного транспорта, объемы перевозок в докризисный период увеличивались, а железнодорожный транспорт в целом удовлетворял потребности грузовладельцев.

К отрицательным итогам реформы эксперты отнесли рост износа объектов путевого хозяйства и локомотивного парка, практически исчерпанные пропускные способности инфраструктуры и отсутствие финансирования на создание ее резервов. Как отметил заведующий лабораторией ИНП РАН Юрий Щербанин, в результате реформы повысилась непроизводительная нагрузка на магистральную инфраструктуру за счет роста порожних пробегов частных вагонов и простоев на станционных путях. Количество эшелонов, скапливающихся на подъездах к дальневосточным морским портам, в отдельных случаях превышает сотню, подчеркнул эксперт, а время простоя вагонов в ожидании погрузки в связи с ростом доли частного вагонного парка увеличилось почти в три раза: с 3,79 суток в 2001г. до 9,63 суток в 2009г.

Помимо этого, в качестве отрицательных моментов было названо то, что в ходе реформ не учитывалось соотношение между динамикой тарифов, доходами экономики и объективными потребностями железнодорожного транспорта в части ремонтов и развития инфраструктуры. Как следствие - общее состояние инфраструктуры не улучшается, несмотря даже на некоторое увеличение государственных субсидий на компенсацию убытков от пассажирских перевозок и содержания инфраструктуры.

В то же время, по словам В.Ивантера, "точка невозврата" в процессе реформирования еще не пройдена. Сейчас самое время остановиться, трезво оценить сделанное и подумать, как и куда двигаться дальше. При этом нужно учитывать, что железнодорожный транспорт – это естественная монополия, конкуренция в которой невозможна, хотя при этом можно и нужно говорить об улучшении регулирования отраслевых процессов.

Классическая внутривидовая конкуренция была бы возможна при существовании в России нескольких параллельных железнодорожных путей, например, пяти Транссибирских магистралей, добавляет Юрий Щербанин. В то же время, по мнению Ю. Щербанина, на рынке имеет место межвидовая конкуренция, в первую очередь, между автомобильным и железнодорожным транспортом. И повышение конкурентоспособности ж/д транспорта по сравнению с автомобильным должно стать одной из целей реформирования отрасли. Прежде всего, это обусловлено снижением рыночной доли ж/д транспорта в контейнерных перевозках, а также незначительной долей перевозок ж/д транспортом промышленных товаров и грузов высокой степени передела. По словам эксперта, сейчас в конкуренции выигрывает автомобильный транспорт и этому в значительной степени способствует отсутствие платы за инфраструктуру на автомобильном транспорте и наличие платы, достигающей 50% тарифа, при перевозке по железной дороге. Для примера, в России ж/д транспорт конкурирует с автомобилями на расстояниях более 3-4 тыс. км, тогда как в Европе – на расстоянии 500 км. В этом смысле необходимо искать пути для выравнивания экономических условий работы различных видов транспорта.

Подводя итоги презентации исследования, Виктор Ивантер отметил, что реформа ценна как опыт. В качестве примера, который следовало бы учесть при планировании дальнейших действий, была приведена ситуация с авиакомпаниями, когда в конце 90-х появилось множество компаний, владеющих 1-2 самолетами, что привело к упадку авиаотрасли. По словам В. Ивантера, то же самое может произойти и в железнодорожной отрасли. Реформа железнодорожного транспорта реализуется в три этапа. В частности, третий этап реформирования (2006-2010 гг.) предусматривает создание развитого конкурентного рынка железнодорожных перевозок, развитие частной собственности на локомотивы, переход большей части парка (60% и более) грузовых вагонов в частную собственность, развитие конкуренции в сфере грузовых перевозок.

СберПро Медиа Интересное

Меры государственной поддержки бизнеса: подборка за I квартал 2024 года

СберПро Медиа Финансы

Как новое поколение недропользователей меняет золотодобычу: кейс «Золото Дельмачик»

СберПро Медиа Интересное

Кто такой CSM? И зачем бизнесу менеджер по успеху

СберПро Медиа Туризм

Отдохнуть и полечиться. Какие туристические проекты запускались
в 2023 году в России

СберПро Медиа Интересное

На диджитал-рельсы: как правильно организовать цифровизацию в компании

СберПро Медиа Недвижимость

Барометр отрасли: рынок строительного подряда

СберПро Медиа ТМТ

В каждом смартфоне. 9 трендов в разработке мобильных приложений

СберПро Медиа Лесопромышленный комплекс

Барометр отрасли: лесопромышленный комплекс

СберПро Медиа Интересное

Как российские компании переходят на отечественные АБС-пластики

СберПро Медиа Интересное

Нейросетевой мозг
для кобота. Ключевые тренды российской робототехники

Теги
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.

  

Лента новостей
Курс евро на 20 апреля
EUR ЦБ: 99,58 (-0,95)
Инвестиции, 16:51
Курс доллара на 20 апреля
USD ЦБ: 93,44 (-0,65)
Инвестиции, 16:51
В Донецке погиб сотрудничавший со Sputnik американец Рассел Бентли Политика, 20:13
«Ан-Наср» без Роналду одержал волевую победу, пропустив на шестой минуте Спорт, 20:12
С бывшего клуба Слуцкого сняли 18 очков в чемпионате Нидерландов Спорт, 20:04
Поджигатель здания мурманского правительства умер в зоне военной операции Политика, 20:00
Варданян объявил голодовку в заключении в Азербайджане Политика, 19:54
В НАТО назвали законными удары Украины по военным целям в глубине России Политика, 19:40
Пользователь заплатил более $17 тыс. за перевод 1,34 биткоина Крипто, 19:38
Тайм-менеджмент: как больше успевать
За 5 дней вы пересмотрите свой подход к планированию и научитесь разным инструментам тайм-менеджмента
Подробнее
Минобороны сообщило о перехвате дрона ВСУ в Белгородской области Политика, 19:37
Экс-главу Минэнерго Подмосковья отправили под домашний арест Общество, 19:34
По данным «МегаФона» москвичи в метро стали реже читать и больше работать Пресс-релиз, 19:34
Силуанов предупредил об угрозе глобального долгового кризиса Экономика, 19:25
Роботы удешевляют труд людей и отбирают работу. Ждать ли новых луддитов Pro, 19:23
Гражданин Узбекистана напал на восьмиклассника в подъезде в Москве Общество, 19:19
В фуре с мебелью таможня нашла почти 700 кг устриц, лобстеров и сельди Общество, 19:01