Минфин предлагает не вводить налог с продаж для малого бизнеса до 2016 года
Минфин в среду опубликовал законопроект о введении в России налога с продаж, его планируется ввести с 1 января 2015 года. Министерство пошло навстречу РСПП, который накануне сформулировал восемь замечаний к концепции документа. В частности, союз просил разъяснить, как именно может администрироваться уплата налога малым бизнесом и индивидуальными предпринимателями.
Как говорится в экспертном заключении РСПП (есть у РБК), бизнесмены, применяющие патентную, упрощенную и вмененную систему налогообложения, вправе не использовать кассы, не предоставлять налоговую декларацию. Они ведут лишь книгу учета доходов, что недостаточно для администрирования налога с продаж. Опасения предпринимателей разделяли в Минэкономразвития.
Минфин учел это, предложив отложить на один год — до 1 января 2016 года — введение налога с продаж для малого бизнеса, использующего специальные налоговые режимы (организации и индивидуальные предприниматели, применяющие единый сельхозналог, упрощенную систему налогообложения, уплачивающие единый налога на вмененный доход, а также ИП на патентной системе налогообложения).
Мотивом отложить введение налога для «малышей» могут быть трудности администрирования, считает руководитель центра экспертизы и аналитики проблем предпринимательства «Опора России» Иван Ефременков. Отсрочка — это хорошо, говорит он: теоретически за 2015 год малый бизнес можно подготовить к введению нового налога, например, обязав его использовать кассовую технику. «Но такие шарахания не очень правильные», — говорит представитель бизнеса.
Минфин ответил в законопроекте и на другой вопрос РСПП. Предприниматели не понимали, что понимать под местом реализации товара. Вопрос возникал, например, в случае, если в регионе, где продаются товары, не зарегистрирована компания или ИП, которые являются налогоплательщиком.
В законопроекте место реализации товаров определено как место деятельности организации, присутствующей в регионе на основании регистрации. Также определяется ответственный за форму отчетности госорган.
Предполагалось, что это будет региональный орган, но в результате эти функции будет исполнять федеральный орган исполнительной власти. Также определена дата совершения операции, после которой платится налог. Правда, бизнес просил определить ее как наиболее позднюю из трех дат поступления средств за товары на счета в банках, в кассу или дня передачи товаров, а Минфин определил как наиболее раннюю.
Другие положения, вызвавшие замечания компаний, остались неизменными. Налоговый период, который РСПП просил расширить до одного квартала, чтобы избежать ошибок в отчетности, остался равным месяцу. Налоговую базу по-прежнему предлагается определять с учетом НДС и акцизов, а это, по мнению РСПП, означает, что к подакцизным товарам будет применяться «тройное налогообложение».
«Кроме того, для индивидуальных предпринимателей, которые купят товары, уже обложенные налогом с продаж, не снимается проблема, как избежать двойного налогообложения. В законопроекте Минфина нет ответа на этот вопрос», — отмечает Ефременков. По его словам, сегодня «Опора» собирается провести дискуссию по налогу с продаж и по ее итогам намерена присоединиться к требованиям РСПП.
Замглавы комитета по налоговой политике РСПП Андрей Тихоновский отказался ответить на вопрос РБК, насколько существенными можно считать уступки Минфина предпринимателям, сославшись на то, что еще не успел ознакомиться с законопроектом.
Решить, разрешать ли регионам вводить налог с продаж, правительство должно в сентябре, законопроект уже внесен в кабинет министров. В случае его одобрения любой регион сможет ввести налог по ставке не выше 3% от цены реализации. Министр финансов Антон Силуанов ранее заявлял, что это может принести в казну примерно 200 млрд руб. в год.
Налоговые исключения
Перечень исключений из списка облагаемых налогом с продаж товаров получился не таким длинным, как хотел бизнес. РСПП предлагал добавить в него рыбу и мясо, овощи и фрукты, ягоды, орехи. Предлагалось также расширить список за счет услуг больничных учреждений и ряда других. Социальные услуги в списке есть, их перечень достаточно широк, он включает и образовательные услуги, и услуги в сфере здравоохранения, ухода за престарелыми, культуры и искусства и другие. Но гастрономический перечень исключений остался скромным: предлагается не облагать налогом хлеб и хлебобулочные изделия, молоко и молочные продукты, растительное масло, маргарин, муку, яйца, крупы, сахар, соль, картофель, детское и диабетическое питание по перечню, определяемому регионом, детскую одежду и обувь, лекарства, протезно-ортопедические изделия.
Елена Малышева