Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Главный ЛОР Москвы сравнил симптомы «омикрона» с ОРВИ Общество, 11:19
Bloomberg узнал о влиянии ФСБ на планы Набиуллиной запретить криптовалюту Финансы, 11:09
Финансовый календарь: как не торопиться тратить деньги сразу РБК и Сбер, 11:05
Как прошел первый год Байдена на посту президента. Фотогалерея Политика, 11:00 
«Современник» опроверг сообщения о госпитализации худрука Рыжакова Общество, 10:57
Назарбаеву сохранят часть полномочий «в силу его исторической миссии» Политика, 10:52
Китайская армия заявила о незаконном вхождении эсминца США в воды КНР Политика, 10:47
Орлова оштрафовали на $51 тыс. и отстранили на два матча НХЛ Спорт, 10:45
Бизнес предупредил о дефиците свинца из-за мусорной реформы Бизнес, 10:43
Как не купить акции компании, которая является «ходячим мертвецом» Pro, 10:43
Как в «Игре престолов» передают привет Тарковскому. Подкаст РБК и ASUS, 10:42
Плюс ₽200 тыс. в месяц: у кого из топ-менеджеров доходы в пандемию росли Pro, 10:27
MacBook в лизинг: почему не нужно тратить время на починку ноутбуков РБК и OCS Distribution, 10:19
В критерии для «умных» многоэтажек предложили включить роботов Общество, 10:18
Экономика ,  
0 

Российские предприниматели отказываются оставлять бизнес своим детям

Половина собственников частных и семейных компаний не собираются передавать свой бизнес в наследство детям, свидетельствует исследование PwC. По мнению экспертов, это связано с отсутствием культуры передачи дел и с относительной молодостью самих владельцев компаний
Фото: Getty Images
Фото: Getty Images

PwC опросила почти 2500 руководителей и собственников в 40 странах, 57 из них представляли российские компании, для международного исследования частного и семейного бизнеса. 72% российских частных и семейных компаний, чьи владельцы попали в выборку, продемонстрировали рост финансовых показателей за прошедший год.

По сравнению с 2012 годом возросло число предпринимателей, которые планируют в будущем передать право собственности и бразды правления молодому поколению (26% по сравнению с 10% в 2012 году), говорится в исследовании. Еще 4% планируют передать бизнес детям, но с привлечением к управлению внешних менеджеров. «Тем не менее, половина респондентов планирует продать свой бизнес или разместить свои акции на бирже, хотя их число несколько снизилось (50% в 2014 году по сравнению с 57% в 2012 году)», – пишут аналитики. В среднем по миру только 20% собственников не хотят передавать свой бизнес наследникам.

«В странах, где бизнес передается уже не одно поколение, родители с самого начала объясняют детям, что они будут продолжать семейное дело. У нас нет этой культуры, сегодня моим детям от 30 до 35 лет, мы не воспитывали их с самого раннего возраста с осознанием того, что они наследники», – сказала РБК председатель совета директоров семейной компании «Конфаэль» Ирина Эльдарханова, принявшая участие в опросе. По ее словам, на Западе дети часто занимаются бизнесом, даже если они не имеют интереса к этому – дети просто считают это своим долгом, «потому что жаль разрушать 100–200 лет традиций». В России нежелание передавать дело детям не связано с экономической ситуацией, это именно отсутствие культуры, считает Эльдарханова.

Недетская хватка: кто из детей российских предпринимателей пошел в бизнес
Фотогалерея 
Аркадий Абрамович



Сын бизнесмена Романа Абрамовича 



Бизнес: Zoltav Resourses



Старший сын Романа Абрамовича Аркадий рано пошел в бизнес. Его основной интерес – нефть: еще до совершеннолетия Аркадий получил в управление инвестиционную компанию ARA Capital Limited, которая скупала месторождения в Австралии, Северной и Южной Америке, писали «Ведомости». Сейчас предпринимателю 21 год. В числе активов подконтрольной ему Zoltav Resourses – лицензия на Колтогорское нефтяное месторождение в Западной Сибири (сумма сделки по покупке компании – владельца лицензии составила $26 млн, еще $20 млн планировалось инвестировать в разработку месторождения) и нефтегазовый участок в Саратовской области, купленный за $180 млн.

«У нас просто очень молодой бизнес, нет еще наработанных механизмов передачи дел наследникам», – вторит создатель компании «Р-Фарм» Алексей Репик (также участвовал в опросе PwC). Он напоминает, что в США 67% рабочих мест и 53% ВВП генерируются именно семейными компаниями. «И процесс перехода из поколения в поколение происходит органично. Я думаю, что со временем мы тоже придем к такой культуре», – рассуждает Репик. Сам он, впрочем, хотел бы, чтобы его дети продолжали дело его жизни.

Основная масса опрошенных представителей бизнеса находилась в диапазоне 45–54 года (45% опрошенных) и 35–44 года (34%). Им просто еще рано задумываться о передаче бизнеса следующему поколению, объясняет партнер PwC Алина Лаврентьева: «Так как большая часть компаний принадлежит бизнесменам в первом поколении, еще нет культуры передачи по наследству, и этот вопрос откладывается на последний момент». По ее мнению, экономическая ситуация и неуверенность в завтрашнем дне также склоняют предпринимателей в пользу продажи бизнеса в долгосрочной перспективе.

Бизнес и правда в числе основных проблем называет экономическую ситуацию (на нее указали 65% опрошенных российских бизнесменов), но в 2014 году опрос показал, что 86% частных и семейных компаний в России рассчитывают на рост и в следующие пять лет (при этом 23% из них планируют быстрый и интенсивный рост), что лишь незначительно отличается от результатов опроса, проведенного в 2012 году. «Как общая экономическая ситуация, так и трудности с привлечением и удержанием ведущих специалистов станут основными проблемами частного и семейного бизнеса в России в следующие пять лет», – пишут аналитики.