ЦБ будет выявлять дефолтные облигации в портфелях УК
В понедельник Национальная лига управляющих (НЛУ) разместила на своем сайте информацию о том, что готовит обращение в Банк России по проблеме наличия дефолтных ценных бумаг в портфелях управляющих компаний, сформированных за счет средств пенсионных резервов и накоплений. Как рассказал РБК президент НЛУ Дмитрий Александров, такая необходимость возникла после того, как ЦБ направил нескольким УК, управляющим средствами пенсионных фондов, запрос о том, сколько времени им нужно для решения проблемы с дефолтными активами в портфелях НПФ, существующей с 2008–2009 годов.
После кризиса 2008 года в портфелях УК появилось большое количество облигаций, эмитенты которых объявили дефолт. Участники рынка оценивали объем этих бумаг в портфелях НПФ на уровне 10%. По оценке «Эксперт РА», с сентября 2008 по август 2009 года было зафиксировано более 300 дефолтов. Общий объем неисполненных обязательств за этот период составил около 160–170 млрд руб. Компании ожидали реструктуризации долгов эмитентов, а Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР, упразднена осенью 2013 года) выступала с предложением создания отдельного фонда, который бы занялся скупкой подобных активов. «Были идеи собрать проблемные бумаги в единый пул и обращаться в суд централизованно, однако принимать такие бумаги в доверительное управление означало автоматическое нарушение требований к инвестиционному портфелю. От идеи пришлось отказаться», — вспоминает представитель одной из управляющих компаний.
С тех пор количество проблемных бумаг удалось существенно сократить. По словам Александрова, на сегодняшний день стоимость дефолтных бумаг в портфелях НПФ составляет, по приблизительным оценкам, 2 млрд руб. «Было устное соглашение с ФСФР о том, что регулятор ожидает завершения процессов по дефолтным бумагам, в которых участвовали УК, и до сих пор оно никак не было закреплено законодательно. Сейчас Банк России решил поинтересоваться, сколько еще УК нужно времени и что они собираются делать с этими активами», — объясняет Александров.
Участники рынка считают, что дефолтные бумаги сейчас могут стать проблемой для негосударственных пенсионных фондов. «Дело в том, что после дефолтов ценную бумагу и права по ней практически нельзя продать или списать, пока эмитента не объявят банкротом. Поэтому в портфелях не всех, но большинства фондов есть такие ценные бумаги», — говорит исполнительный директор НПФ «Участие» и НПФ «Мосэнерго» Сергей Зыцарь.
«При вступлении НПФ в систему гарантирования Банк России может поинтересоваться, как возникли такие активы», — считает заместитель генерального директора УК «Паллада Эссет Менеджмент» Александр Баранов. Эту угрозу РБК подтвердил представитель другой крупной УК: «Центробанк считает, что таких бумаг у НПФ быть не должно на момент включения в систему страхования. Когда вы страхуете автомобиль в первый раз, страховая просит вас показать машину. Выясняется, что НПФ приехал на машине с разодранным боком. Так эта проблема «на пальцах» выглядит».
По словам Баранова, среди дефолтных облигаций, которые могли оказаться в портфелях управляющих компаний (в том числе и по доставшимся в наследство от других управляющих компаний, с которыми были расторгнуты договоры со стороны НПФ) — ДВТГ, «Амурметалл», «Севкабель», «Дикая орхидея» и «Еврокоммерц».
Банк России в ответ на запрос РБК о том, станет ли для негосударственных пенсионных фондов проблемой при вступлении в систему гарантирования наличие в инвестиционном портфеле дефолтных ценных бумаг, ответил, что он «готовит соответствующие разъяснения и своевременно о них проинформирует».
Яков Ефременко, Екатерина Метелица