Правительство ограничит финансовую самостоятельность регионов
Министерство финансов предлагало дать регионам выбор — либо финансовая самостоятельность, либо дотации из федерального центра — еще в августе прошлого года. Тогда планировалось, что поправки вступят в силу уже в 2014 году. Однако им дали ход только после того, как стало ясно, что долги регионов растут, как снежный ком, из-за "майских" указов президента.
Сейчас высокодотационные регионы и так ограниченны в плане принятия решений относительно своих бюджетов. Регионы с долей более 20% всех межбюджетных трансфертов в собственных доходах не имеют права принимать расходные обязательства, не отнесенные к их полномочиям Конституцией, и не могут превышать установленные правительством нормативы расходов на оплату труда региональных чиновников. Субъекты с долей финансовой помощи в доходах более 60% дополнительно к первым двум пунктам должны еще подписать соглашения с Минфином о мерах по повышению эффективности использования бюджетных средств и увеличению поступления доходов бюджета, исполнять свой бюджет в органах Федерального казначейства, представлять в Минфин проект бюджета и т.д.
Поправки изменяют сразу оба критерия, по которым регион считается высокодотационным. Во-первых, предлагается считать процент от собственных доходов региона не по всем дотациям, а только по дотациям на выравнивание бюджетной обеспеченности. В 2013 году доля таких дотаций составляла 27% от суммы всех межбюджетных трансфертов, по данным Независимого института социальной политики.
Во-вторых, меняется доля таких дотаций до 10% (вместо 20%) и 40% (вместо 60%) от собственных доходов региона, после которых он будет ограничен в принятии финансовых решений. Под эти ограничения подпадает около двух десятков регионов, в том числе республики Северного Кавказа, а также Тыва, Камчатский край, Алтай, Магаданская область, Калмыкия. "Ужесточение нацелено в первую очередь на Северный Кавказ", — считает директор региональной программы Независимого института социальной политики Наталья Зубаревич.
"Количество регионов, у которых дотации на выравнивание составляют больше 10% собственных доходов, примерно 30, а у которых больше 40% — около пяти-шести. Количество последних (с самыми жесткими ограничениями) в итоге не меняется", — говорит замдиректора направления госфинансы S&P Карен Вартапетов. Учитывая, что правительство в перспективе планирует снижать в финансовой помощи долю субсидии и субвенций, доля дотаций будет расти, соответственно, в будущем количество регионов, подпадающих под новые критерии, может увеличиться, поясняет он.
Правительство также предлагает изменить условия выхода региона на внешний рынок заимствований. Сейчас субъект может сделать это, только если доля межбюджетных трансфертов из федерального центра в течение двух из трех последних лет не превышала 5% его собственных доходов. Такой регион должен иметь рейтинги не ниже кредитного рейтинга России как минимум от двух международных рейтинговых агентств.
Если поправки будут приняты, то брать кредиты на внешних рынках смогут те регионы, которые не получают лишь дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности. При этом им по-прежнему будет необходимо получать рейтинги международных агентств и не иметь задолженностей по выплатам.
"Если сохраняется норма про рейтинги, то отсутствие дотаций не очень изменяет ситуацию, потому что по факту у нас всего один регион имеет рейтинги не ниже странового уровня. Это Москва, которая вообще не получает дотаций на выравнивание", — говорит директор по международным региональным финансам Fitch Ratings Владимир Редькин.
Юлия Забавина