Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Продажи импортного пива в России упали за месяц на 30% Бизнес, 08:03
Росстат зафиксировал резкое подорожание соли Бизнес, 08:00
Угроза жизни за 500 руб.: как эффективно бороться с нарушениями ПДД Партнерский проект, 07:39
Глава МИД Китая призвал «не подливать масла в огонь» конфликта на Украине Политика, 07:38
Как живет приграничный Курск и его жители. Репортаж РБК Политика, 07:30
Военная операция на Украине. Онлайн Политика, 07:26
Axios узнал о тайном визите советников Байдена в Эр-Рияд ради нефти Политика, 07:06
Металлурги заявили о риске убытков при высоких налогах и сильном рубле Бизнес, 07:00
Трасс собралась предостеречь союзников от попыток «умиротворить» Россию Политика, 06:31
Авиация США и Японии совершила совместный полет над Японским морем Политика, 06:12
Twitter заплатит $150 млн штрафа из-за разглашения данных пользователей Технологии и медиа, 05:50
В Техасе в школе задержали ученика, в машине которого было оружие Общество, 05:27
Россияне оценили степень страха перед оспой обезьян Общество, 05:01
Пушилин сообщил об отправке домой экипажей иностранных судов из Мариуполя Политика, 04:47
Экономика ,  
0 

Почему Facebook платит $19 млрд за WhatsApp

Новость о том, что Facebook покупает мобильный мессенджер WhatsApp за $19 млрд, поначалу показалась настолько невероятной, что заставила многих усомниться в правдивости этой цифры. Когда "молния" о покупке WhatsApp появилась на лентах информагентств, некоторые журналисты и аналитики в Twitter предположили, что произошла ошибка и речь идет о $1,9 млрд.
Фото: Global Look Press
Фото: Global Look Press

Приобретение WhatsApp за $19 млрд эквивалентно, к примеру, покупке 20 сервисов Instagram или 20 мессенджеров Viber. В чем секрет мессенджера, созданного несколько лет назад талантливым выходцем с Украины, и почему Facebook платит за него такие огромные деньги?

Никакой рекламы - только общение

WhatsApp насчитывает 450 млн активных пользователей в месяц, и глава Facebook Марк Цукерберг считает, что мессенджеру по силам объединить 1 млрд пользователей. В отличие от многих стартапов (и даже более зрелых интернет-компаний, таких как Twitter), WhatsApp вовсе не является убыточным сервисом, которому еще только предстоит научиться извлекать прибыль. Финансовые показатели WhatsApp неизвестны, но компания позиционирует себя как прибыльный бизнес, и большинство аналитиков с этим согласны. При этом WhatsApp умудряется обходиться без привычных для мессенджеров схем монетизации, таких как показ пользователям рекламы или создание платформы для игр или скачивания контента.

Основатели WhatsApp изначально относились прохладно к мобильной рекламе как способу монетизации пользовательской базы. "Никакой рекламы, никаких игр, никаких уловок!" - написано на блокнотном листке на рабочем столе основателя WhatsApp Яна Кума, и сервис руководствуется этой заповедью. Еще в декабре 2013г. Кум заявлял в интервью The Wall Street Journal, что для WhatsApp "монетизация (по рекламному принципу) - это перспектива пяти-десяти лет". В настоящее время мессенджер распространяется бесплатно и доступен для скачивания на смартфоны iPhone, Blackberry, Nokia и устройства под управлением Android. Но после первого года использования необходимо заплатить $0,99 за продление лицензии еще на год.

В то же время WhatsApp - крайне эффективен с точки зрения затрат. Как объясняет Джим Гетц из Sequoia Capital (единственный венчурный партнер WhatsApp), команда сервиса не тратит время и деньги на разработку рекламных продуктов, игр и аналитических инструментов, компании не нужно заботиться о хранении персональных данных (аутентификация пользователя осуществляется только по номеру телефона). Гетц отмечает, что один технический специалист WhatsApp в среднем обслуживает 14 млн активных пользователей.

Facebook хочет покорить вселенную мобильных приложений

WhatsApp - "первое мобильное приложение, которое находится на пути к тому, чтобы набрать 1 млрд пользователей", указывает глава компании Cotap, разработавшей мессенджер для внутрикорпоративного использования, Джим Паттерсон. WhatsApp уже сейчас является жемчужиной среди мобильных приложений, во многих странах этот сервис фактически заменил общение посредством SMS. "В таких странах, как Бразилия, Мексика, Испания, сервис демонстрирует просто невероятные цифры: 25% времени, которое люди проводят за смартфонами, уходит на WhatsApp", - указал аналитик Forrester Research Чарльз Голвин. По сути, WhatsApp - это прообраз социальной сети будущего, где можно с легкостью обмениваться сообщениями и фотографиями, пишет The Atlantic.

Pro
Фото: Carl Court / Getty Images Компания переезжает на новое место, а сотрудник отказывается. Что делать
Pro
Фото: Al Barry / Getty Images Три шага, чтобы избавиться от перфекционизма
Pro
Фото: David McNew / Getty Images Как сильно стагфляция может ударить по экономике в 2022 году
Pro
Фото: Joe Raedle / Getty Images Вы хотите выплатить дивиденды акционерам. Как отказаться от моратория
Pro
Всему голова: как перейти на российскую ERP и что выбрать
Pro
Фото: Christian Charisius / Reuters Не все деньги должны работать: как создать в компании резервный фонд
Pro
Фото: Chris Hondros / Getty Images Продажи предметов роскоши растут быстрее ожиданий. Как на этом заработать
Pro
Стоит ли перенимать странные ЗОЖ-привычки Кремниевой долины

С другой стороны, Facebook, как и положено акуле интернет-бизнеса, попросту устраняет опасного конкурента за счет покупки WhatsApp. Мессенджер оставался "одним из немногих сервисов, которые всерьез покушались на рынок, где доминирует Facebook, и тем самым представляли для него экзистенциальную угрозу", написал Джон Херрман из Buzzfeed. Поэтому Facebook прибегнул к проверенной тактике: в прошлом социальная сеть таким же образом "забрала" Instagram и пыталась выкупить за $3 млрд еще один перспективный сервис - Snapchat.

Впрочем, Facebook еще предстоит доказать своим акционерам обоснованность умопомрачительной сделки. После объявления о покупке мессенджера акции Facebook снизились на 5%. Скептики напоминают о скоротечной и хрупкой природе популярности интернет-сервисов: многие сервисы обмена мгновенными сообщениями быстро росли и столь же быстро умирали. Один из ярких примеров - ICQ, приобретенный компанией AOL за $400 млн в 1998г. и проданный российскому фонду Digital Sky Technologies за $187 млн в 2010г. Сейчас ICQ принадлежит российскому интернет-холдингу Mail.ru, и за последний год аудитория этого мессенджера упала на 31%.

Аналитик Enderle Group Роб Эндерле считает, что $19 млрд за WhatsApp - это "сумасшедшие деньги" и "жест отчаяния со стороны Facebook". "Они ужасно обеспокоены тем, что теряют пользователей, и поэтому пытаются нарастить базу за счет покупки других компаний. Это напоминает мне провальные стратегии из эпохи доткомов", - цитирует эксперта CNBC.

Из деревни под Киевом - в клуб миллиардеров

Как Facebook собирается извлекать прибыль из WhatsApp - теперь уже проблема Цукерберга. Основатели же сервиса - Ян Кум и Брайан Эктон - могут быть несказанно довольны, ведь сделка с Facebook превращает их в миллиардеров.

Как сообщают американские СМИ, Марк Цукерберг сделал предложение о покупке WhatsApp вечером 9 февраля. Переговоры протекали стремительно и даже помешали Цукербергу провести романтический ужин с супругой Присциллой Чан в День святого Валентина. Цукерберг приготовил для своей любимой внушительную тарелку с клубникой в шоколаде, но Присцилла осталась без праздника: в дом к главе Facebook приехал Кум, и за переговорами мужчины съели всю клубнику.

38-летний Ян Кум родился в советской Украине, в деревеньке недалеко от Киева. В 1992г., когда Яну было 16 лет, он вместе с матерью переехал в Калифорнию: как пишет журнал Forbes, спасаясь от житейских трудностей после развала СССР и антисемитских настроений. В Америке семья первое время сводила концы с концами: Ян подметал полы в местном магазине и питался по продуктовым талонам.

В 1997г. будущий основатель WhatsApp учился в Университете Сан-Хосе и параллельно работал IT-сотрудником Ernst & Young. Тогда же он познакомился с Брайаном Эктоном, работавшим в то время в интернет-компании Yahoo. Они быстро нашли общий язык и стали друзьями и коллегами по Yahoo. В 2007г. Кум и Эктон покинули компанию. Они даже пытались устроиться в Facebook, но по каким-то причинам их не взяли на работу.

Идея создания мобильного приложения родилась у Кума после того, как он купил свой первый iPhone в январе 2009г. В феврале 2009г. была зарегистрирована компания WhatsApp Inc. Первоначально сервис предназначался лишь для обмена статусами вроде "Я проспал" или "Я в тренажерном зале", но вскоре, к удивлению самих создателей, их друзья начали использовать приложение как сервис обмена мгновенными сообщениями. К началу 2011г. WhatsApp уже обосновался в 20 самых популярных приложений в американском App Store, к концу 2013г. набрал 400 млн активных пользователей и прибавил еще 50 млн с начала 2014г.

По данным Forbes, Куму принадлежит около 45% акций WhatsApp, а Эктону - более 20%. Это означает, что в результате сделки Кум получит $6,8 млрд деньгами и акциями Facebook, а Эктон - не менее $3 млрд.

Иван Ткачев, РБК

Материалы к статье
Теги
Магазин исследований Аналитика по теме "Интернет-торговля"