Инвестиции Газпрома на 2002 г. оцениваются в 170 млрд руб.

Инвестиционная программа на 2002 год предполагает капитальные затраты в объеме 161,2 млрд рублей, а также долгосрочные стратегические инвестиции в объеме 7,9 млрд рублей. Капитальные вложения в добычу газа в 2002 году составят 57 млрд рублей, в развитие транспортировки - 68 млрд рублей, газопереработки - 2,2 млрд рублей, объекты социальной сферы - 3,2 млрд рублей, осуществление геологоразведки с целью развития новых газовых месторождений - 14,5 млрд рублей. Таким образом, вложения в геологоразведку увеличиваются, по сравнению с 2001, годом в 6 раз.
Стратегические инвестиции планируется осуществлять в строительство новых газопроводов: систему "Заполярный Уренгой" и магистральный газопровод на Торжок в обход территории Украины в направлении Европы, в газопровод Ямал-Европа, а также в реализацию проекта "Голубой поток", который будет введен в строй в 2002 году. По предложению Газпрома, в 2002 году планируется ввести в строй 1,5 тысяч километров магистральных газопроводов. Кроме того, помимо увеличения объемов добычи газа в 2002 году на 9 млрд кубометров, предполагается дополнительное строительство компрессорных станций.
Напомним, что 20 декабря на заседания правительства РФ будет рассмотрена инвестиционная программа газовой промышленности на 2002 год. По мнению экспертов МЭРТ, подготовленный Газпромом вариант программы содержит пункты финансирования по большому числу низкодоходных объектов. Поэтому сама программа требует уточнения, с точки зрения коммерческих, социальных и стратегических перспектив.
Кроме того, в МЭРТ считают, что Газпром не обладает достаточными источниками финансирования своей инвестиционной программы, поэтому ему необходимо дать предложения по оптимизации затрат, а также избавиться от непрофильного бизнеса. В целом, эта программа может быть сокращена на 23 млрд рублей. Помимо этого, при ее реализации необходимо более внимательно подойти к процессу размещения заказов, используя подход ценовой конкуренции между участниками тендеров на сооружение или модернизацию тех или иных объектов.