Japan Airlines выбирает между двумя авиационными альянсами
Оба альянса предлагают инвестировать в JAL порядка 1 млрд долл., но японской компании предстоит сделать выбор в пользу одного из них. Сегодня представители Japan Airlines пообещали, что компания определится с выбором стратегического партнера к январю 2010г.
Конкурентами в становящейся все более бескомпромиссной борьбе за Japan Airlines выступают ведущие американские авиакомпании - American Airlines ("дочка" корпорации AMR) и Delta Air Lines. Как сообщил сегодня пресс-секретарь JAL Кодзиро Ваки, Japan Airlines продолжает переговоры с обеими компаниями и пока не готова говорить о своих предпочтениях. По его словам, JAL, вероятнее всего, примет решение в самом начале нового года.
Представитель JAL вынужден был отвечать на сообщения японских СМИ о том, что Japan Airlines якобы склоняется в пользу Delta Air Lines, представляющей команду SkyTeam. Как сообщила в пятницу газета Asahi, JAL намерена предпочесть партнерство с Delta и выйти из альянса Oneworld.
По данным японского издания, JAL решила, что присоединение к SkyTeam принесет ей больше выгод при реструктуризации и будущем развитии. Однако, как заявил Кодзиро Ваки, "абсолютно неправильно говорить, что мы склоняемся в пользу какой-либо из сторон в настоящий момент".
American Airlines, ее партнеры по Oneworld и инвестиционный фонд TPG предлагают инвестировать в JAL 1,1 млрд долл., чтобы удержать японского перевозчика от перехода в ряды конкурирующего альянса SkyTeam. Delta Air Lines заманивает Japan Airlines обещанием предоставить пакет финансовой помощи объемом 1 млрд долл., включая 500 млн инвестиций в акционерный капитал JAL.
American Airlines всерьез опасается, что Japan Airlines может переметнуться в стан соперников из SkyTeam. На этой неделе в Токио побывал главный исполнительный директор American Airlines Джерард Эпри, чтобы переговорить по вопросу JAL напрямую с представителями правительства Японии.
Глава American Airlines повторил свои инвестиционные предложения по JAL на встрече с японским министром транспорта Сэйдзи Маэхара и заверил, что предложение American Airlines "намного превосходит прочие альтернативы как с точки зрения коммерческих выгод, так и в контексте прямых финансовых инвестиций".
В ноябре Japan Airlines сообщила о четвертом подряд квартальном убытке. Чистый убыток японской авиакомпании за последний квартал составил 32,2 млрд иен (361 млн долл.). JAL балансирует на грани банкротства и планирует сократить несколько тысяч сотрудников, а также значительно уменьшить количество выполняемых авиарейсов в целях экономии средств.
С 2001г. Japan Airlines уже трижды получала от японского правительства пакеты госпомощи, однако компании так и не удалось провести успешную реструктуризацию. Глобальный финансовый кризис, затронувший авиационную индустрию сильнее других отраслей, еще более ухудшил дела Japan Airlines, вынудив правительство Японии вновь вмешаться в ситуацию.
Несмотря на колоссальные проблемы Japan Airlines, ставки в борьбе за убыточную авиакомпанию велики. Американские авиакомпании American Airlines и Delta Air Lines, столкнувшись со стагнацией доходов от перевозок в Северной Америке, рассчитывают укрепить свои позиции на японском рынке, а также воспользоваться присутствием JAL на азиатских рынках авиаперевозок, которые одними из первых "отскочили" от дна во время кризиса и обладают огромным потенциалом роста.