На Дальневосточном форуме возрождают БАМ
Если до сих пор об эффективности БАМа велись ожесточенные споры, то открывшийся форум показал, что в свете новых задач развития Дальнего Востока Байкало-Амурская магистраль приобретает особое значение как транспортная артерия с огромным потенциалом. Для бизнеса, развивающего комплексные проекты в регионе, БАМ имеет конкретное экономическое значение: данная транспортная магистраль должна стать вторым после Транссиба выходом для страны на рынки АТР через российские порты к Тихому океану.
Развитие портовой инфраструктуры стоит в ближайших планах всех крупных компаний, реализующих проекты на Дальнем Востоке. Так, например, СУЭК планирует строительство в бухте Мучке терминала для переработки и экспорта угля (объем инвестиций составит около 2,5 млрд. рублей); компания "Ариком", реализующая проект территориально-промышленного металлургического комплекса в Амурской области и ЕАО, уже в следующем году начнет работы по строительству перегрузочного комплекса железорудной продукции (стоимость проекта 4 млрд. рублей); "БазЭл" рассматривает возможность строительства комплекса для перегрузки леса, а "Роснефть", планирующая строить новый НПЗ на Дальнем Востоке, построит и нефтеналивной терминал в порту Ванино.
Ключевое значение при развитии промышленных проектов в регионе, по мнению многих участников рынка, должны приобрести порты Ванино и Советская Гавань. По словам гендиректора ЗАО "Советско-Гаваньский морской торговый порт" Д. Масловского, чья компания осуществляет строительство терминала в порту Советской Гавани по проекту компании "Ариком", "задачи развития портов и портовой инфраструктуры были четко поставлены президентом в недавнем послании Федеральному Собранию". "Учитывая рост внешнеэкономических связей со странами АТР и необходимость комплексного социально-экономического развития Дальнего Востока, порты на Тихом океане приобретают огромное значение и перспективы. По своему географическому положению Ванино и Советская Гавань - уникальные порты, способные полноценно работать в любых метеорологических условиях. К тому же для многих компаний, развивающих добывающие и промышленные предприятия в регионе, большое значение имеет величина транспортных издержек. Это ведь та прибыль, которая в дальнейшем пойдет на развитие новых технологий и социальной инфраструктуры. А путь по БАМу до тихоокеанских портов на 650 километров короче, чем по Транссибу. Единственная сложность – это низкая пропускная способность БАМа на участке, примыкающем к портам Ванино и Советская Гавань. Узким местом здесь является Кузнецовский перевал", - отмечает Д.Масловский.
Кузнецовский перевал вспоминали многие из выступавших на форуме. Дорога здесь идёт под большим уклоном, и чтобы преодолеть этот участок, приходится расцеплять состав. Из-за этого пропускная способность БАМа не соответствует современным экономическим задачам и перспективному развитию грузопотоков. Представители заинтересованных компаний, предлагающих масштабные металлургические, промышленные, нефтеперерабатывающие проекты для Дальнего Востока, высказали на пленарном заседании форума намерение активизировать работу над строительством тоннеля на этом участке. Протокол о намерениях по проектам развития этого транспортно-промышленного узла был подписан между ОАО "РЖД" и ООО "Ариком" в июле этого года. В декабре должно быть заключено инвестиционное соглашение. Одним из итогов проходящего в Хабаровске форума станет, по всей видимости, и достижение окончательных договоренностей по соинвестированию в модернизацию БАМа.