Правительство хочет вернуть капиталы граждан в Россию
Напомним, в середине 90-х годов часть россиян из-за нестабильной ситуации в стране была вынуждена выводить свои капиталы за рубеж, причем речь идет не о крупных фирмах, а о физических лицах, которые работали по контракту за границей. Примерный объем частных вкладов россиян превышает 300 млрд долларов. Сегодня граждане РФ, имеющие такие счета, не могут воспользоваться своими вкладами в полной мере.
Проблема состоит в том, что, помимо большого количества ограничений на пользование этими счетами и невыгодных условий размещения, само наличие таких счетов создает возможность давления и шантажа вкладчиков со стороны банкиров. С другой стороны, в случае, если эти деньги будут переведены в Россию, у соответствующих органов может возникнуть вопрос об уплате налогов с данных сумм. В этой связи возникла идея схемы возврата этих капиталов.
В случае, если вклад в зарубежном банке возвращается в Российскую Федерацию, гражданин уплачивает 13% подоходного налога с общей суммы, при этом 25% суммы, оставшейся после уплаты налога, приходит в Россию, а 75% могут остаться в зарубежном банке.
Даже если в эту схему поверит и воспользуется ею треть вкладчиков, то поступления в бюджет при реализации схемы увеличатся на 18,5%, а инвестиции в экономику страны - на 25%. Как считает представитель правительства РФ в Конституционном и Верховном судах Михаил Барщевский, российский гражданин от этой схемы выигрывает, "избавляясь от шантажа как западных банкиров, так и отечественных налоговых органов, и 75% его накоплений остаются за рубежом уже легально". С другой стороны, государство получает помимо дополнительных средств в бюджет от уплаты налогов также потенциал инвестирования в реальную экономику и рычаги защиты прав соотечественников за рубежом. Михаил Барщевский подчеркнул также, что при любых политических изменениях в России закон, согласно конституции, обратной силы не имеет, и, таким образом, гражданин не сможет быть никогда привлечен к уголовной ответственности за вывоз капитала за рубеж, за исключением тех случаев, когда доказано, что эти средства получены заведомо преступным путем (от торговли наркотиками, оружием и пр.).
Для реализации схемы, как полагает Алексей Волин, помимо политического решения потребуется внести небольшие технические изменения в узкий круг нормативных актов - в закон "О валютном регулировании", в банковское и таможенное законодательство, а также в статью 198 Уголовного кодекса РФ. Это фактически является либерализацией налогового законодательства путем изменения правил валютного регулирования с целью возврата капиталов в экономику страны.