С.Иванов: В лоббировании нет ничего плохого
"В лоббировании нет ничего плохого, я часто на встречах с представителями других государств вижу, как они лоббируют интересы своих производителей. Я не считаю, что это плохо, я и сам давно этим занимаюсь", - сказал первый вице-премьер.
Споры о том, как относиться к такому явлению, как лоббизм, ведутся российской политической элитой уже много лет. Еще в 2003 году тогдашний спикер Государственной думы Геннадий Селезнев на встрече с петербургскими бизнесменами заявлял о необходимости как можно скорее узаконить лоббирование. С тех пор депутаты неоднократно рассматривали соответствующие законопроекты, однако все они в итоге были отклонены.
"Закон о лоббировании нужен российской экономике как воздух, так как вне рамок закона оно (лоббирование) процветает в совершенно извращенном, непотребном виде, - считает помощник президента РФ Асланбек Аслаханов. - Отсутствие цивилизованных взаимоотношений бизнеса и власти мешает развитию российского общества".
С ним соглашаются и представители деловых кругов. "Законодательное закрепление лоббистской деятельности является фактором, в значительной степени определяющим эффективность, прозрачность и легальность взаимодействия между деловым сообществом и органами государственной власти в сфере продвижения финансовых интересов. Однако, несмотря на более чем десятилетнюю дискуссию, по различным причинам закон до сих пор не принят, что существенно осложняет работу большинства компаний с государственными органами, вынуждая использовать нецивилизованные лоббистские методы, способствующие коррупции", - сетуют они.
В США, кстати, закон о лоббировании был принят еще в 1946 году. Он установил четкую регламентацию деятельности тех, кто добивается, принимает каким-либо путем или держит в своих руках суммы, которые должны быть использованы как средство достижения определенной цели. Это позволило изменить и отношение к лоббированию, и принципы его осуществления.
Сегодня, по данным СМИ, в Соединенных Штатах на одного конгрессмена приходится более 100 работников сектора лоббирования. По занятости населения этот сектор превосходит транспорт и общественное питание, а доходы лоббистов составляют несколько миллиардов долларов. В Интернете можно без труда найти агентства, предоставляющие услуги по лоббированию интересов бизнеса в органах государственной власти. Важно отметить, что именно через лоббирование интересов своих компаний США стали лидером по влиянию на мировых рынках. Начиная с XIX века, Вашингтон активно использовал эмиссаров, занимавшихся отстаиванием интересов американского капитала в Южной Америке, Африке и Китае. Известны случаи, когда политика небольших стран целиком и полностью зависела от деятельности американских фирм и их лобби, замечают эксперты.