Депутаты, бизнесмены и эксперты настаивают на снижении НДС
В связи с этим, по его словам, Российский Союз химиков, объединяющий 159 крупнейших предприятий химического комплекса, отраслевые научно-исследовательские, проектные и учебные институты, а также союзы и ассоциации химических отраслей, выражает обеспокоенность из-за "отклонения правительства от курса на стимулирование развития реального сектора экономики путем, в том числе, снижения налоговой нагрузки".
В. Иванов указывает, что в 2003 году президент России Владимир Путин дал понять, что в случае сохранения благоприятной финансовой ситуации начиная с 2006 года может быть введена единая, унифицированная ставка НДС в размере 16%. В этой связи у главы РСХ "вызывает серьезную обеспокоенность решение правительственной комиссии по проектированию федерального бюджета об отказе снижать ставку этого налога".
По словам В. Иванова, "на данном этапе развития страны, те средства, которые можно было бы оставлять в реальном секторе экономики, а это более 300 миллиардов рублей, при снижении ставки НДС до 13% могли бы существенным образом повлиять на развитие промышленного производства и повышения конкурентоспособности отечественных товаров".
Данное мнение разделяют и депутаты. Так, по словам председателя комитета Госдумы по делам СНГ, президента Национального инвестиционного совета Александра Лебедева, при существующих избыточных финансовых ресурсах у государства есть возможность снизить ставки и принять такое налоговое законодательство, "чтобы 10 лет его не менять".
Как считает А. Лебедев, "простые и низкие налоговые ставки стимулируют желание заниматься малым бизнесом".
Заместитель председателя комитета Госдумы по собственности Анатолий Локоть отмечает, что, "выступая против идеи по снижению НДС, руководство Минфина в качестве одного из своих главных аргументов называет его якобы высокую собираемость". Однако, по словам депутата, статистика Минфина "лукава", поскольку не отражает в полной мере масштабы уклонения от уплаты НДС и широко распространенные схемы по его незаконному возврату.
По словам А. Локотя, сегодня практически все крупные экспортно-ориентированные компании (прежде всего, занятые в нефтяной отрасли) осуществляют налоговую оптимизацию через свои производственные и торговые подразделения: в первых сосредоточены расходы, обеспечивающие наибольший вычет из НДС, а вторые применяют нулевую ставку по экспорту. "Понятное дело, что такие экспортеры не заинтересованы в снижении НДС, поскольку чем меньше этот налог, тем меньше будут возмещаемые им вычеты. Однако компании, ориентированные на внутренний рынок, особенно в промышленном секторе, страдают", - подчеркивает депутат.
Он также отмечает, что в 2004 году заметное повышение собираемости НДС было обусловлено именно снижением этого налога с 20% до 18%. Экономика начала выходить из "налоговой тени", однако отказ от дальнейшего снижения налогового бремени может инициировать обратный процесс", - полагает А. Локоть.
С мнением о необходимости снижения НДС согласен его коллега по комитету Александр Агеев, который назвал эту меру "попыткой снять Россию с нефтяной иглы, посредством стимулирования развитие отраслей, ориентированных на внутренний рынок". По его словам, именно в этих отраслях работает подавляющее большинство всех занятых в экономике, следовательно, появится реальная возможность для решения задачи президента России Владимира Путина по преодолению бедности и перехода от "экономики трубы" к "экономике знаний".
По мнению А. Агеева, особенно благотворно снижение данного налога скажется на таких отраслях, как машиностроение. По экспертным расчетам, НДС в структуре налоговых платежей в машиностроении доходит до 42% от всего объема налогов. При снижении НДС с 18% до 13% налоговая нагрузка в машиностроении уменьшится на 12%, что позволит резко нарастить объем инвестиций и повысить уровень оплаты труда работников, занятых в этой отрасли.
Отечественные эксперты также говорят, что снижение ставки НДС послужит мощным фактором стимулирования развития машиностроительного комплекса. Как отмечается в аналитических материалах Института комплексных стратегических исследований (ИКСИ), НДС является более значимым налогом в неэкспортных отраслях. Доля НДС в добавленной стоимости в машиностроении составляет 11%, в то время как в нефтедобыче - 7%. В структуре налоговых платежей НДС в машиностроении и нефтедобыче составляет 42 и 16% соответственно от всего объема налогов. Снижение НДС с 18% до 13% уменьшает налоговую нагрузку в машиностроении на 12% по сравнению с уменьшением на 3% в нефтедобыче.
Снижение НДС с 18% до 13% будет иметь выраженный структурный эффект, подчеркивают эксперты ИКСИ. В результате этой меры в большей степени выиграют неэкспортные отрасли, в которых работает более 70% всех занятых в промышленности (или 95% всех занятых в экономике). Динамика развития именно этих отраслей определит возможности преодоления бедности и усиливающегося социального расслоения, говорят специалисты. По их расчетам, средства, высвобождаемые в машиностроении при снижении НДС до 13%, эквивалентны 30% объема инвестиций в основные средства или 8% фонда оплаты труда для более чем 4 млн занятых в отрасли.
Фактическое распределение эффектов между инвестициями и оплатой труда зависит от предприятия, отмечают в ИКСИ. Например, равное распределение высвободившихся ресурсов приведет к увеличению капвложений на 15% при одновременном увеличении заработной платы на 3,9% для 4,3 млн занятых. Рост финансирования капвложений за счет собственных средств, высвободившихся при снижении НДС, также приведет к снижению стоимости кредитов. Процентные платежи при этом уменьшатся, по оценке, на 25-28%.
Напомним, что на заседании правительственной комиссии по проектировке федерального бюджета 11 марта было принято решение о том, что ставка НДС в 2006г. останется на уровне 18%, льготная ставка НДС - 10%. Как заявил тогда министр финансов Алексей Кудрин, ставка НДС не будет снижена до 13%, "не будет снижена даже до 17%". Данное решение, по словам А. Кудрина, принципиальное и ляжет в основу разработки прогноза федерального бюджета на 2006-2008гг. Впрочем, министр оговорился, что решение это не окончательное, и последнее слово остается за правительством.