НМТП планирует увеличить в 2013г. грузооборот на 6%
Р.Никитин отметил, что в 2012г. грузооборот вырос на 1,2% и составил рекордные 158,9 млн т, несмотря на ряд негативных факторов: из-за урагана в январе-феврале порт не работал минимум 30 суток, а из-за наводнения в Крымске - 5-10 суток.
Кроме того, из-за высоких внутренних цен на зерно его экспортные поставки практически прекратились, на фоне мировой конъюнктуры снизились экспортные поставки руд, а также были снижены возможности доставок грузов в порт по железной дороге из-за приоритетности поставок для олимпийских объектов.
Говорить о финансовых итогах года гендиректор НМТП Радо Антолович счел преждевременным, поскольку соответствующая отчетность еще не опубликована. Однако, по его словам, в течение 2011-2012гг. выручка группы увеличилась на 32% при росте расходов лишь на 7%, рентабельность по EBITDA по итогам минувшего года достигла 64,4%, а производительность персонала выросла за два года на 18% - до 3,9 млн руб./чел. в год. "Если сравнивать с мировыми активами, аналогичными НМТП, это самый высокий показатель", - отметил Р.Антолович.
В свою очередь представитель одного из миноритарных акционеров НМТП - фонда East Capital - Джейкоб Граппенгиссер отметил, что за прошедшие два года менеджменту группы удалось добиться исключительных результатов. "Они повысили все коэффициенты, на которые смотрят инвесторы, показатель EBITDA вырос больше чем на 20%, долг снижается. Я думаю, достигнутые показатели объективно хорошие с точки зрения всех акционеров", - отметил он.
Повышение конкурентоспособности порта, по словам исполнительного директора группы НМТП Юрия Матвиенко, ожидается в результате реализации мастер-плана "Стратегия развития группы НМТП до 2020г.", утвержденного советом директоров в марте минувшего года. Его первая фаза уже завершена в минувшем году. В целом план должен позволить НМТП к 2020г. занять второе место в Европе по грузообороту.
Уже в текущем году за счет введенного в эксплуатацию в апреле 2012г. мазутного терминала и реконструкции бункеровочного комплекса ожидается дополнительно перевалка до 2,5 млн т нефтепродуктов, а также основной эффект от запуска в минувшем году проекта по перевалке угля мощностью 1,5 млн т в год. Перевалка сырой нефти, по словам Р.Никитина, ожидается на уровне 111 млн т, зерна - 4-5 млн т, черных металлов и чугуна - 8,5 млн т.
Говоря о перспективах развития нефтерайона "Шесхарис", Р.Антолович подчеркнул, что проводимая реконструкция направлена на устранение технических ограничений экспортных мощностей терминала и осуществляется в соответствии с предложениями специалистов "Транснефти", одобренными советом директоров НМТП в ноябре прошлого года. Он добавил, что объем инвестиций, запланированных в развитие "Шесхариса" в 2013-2015гг., составит 66,5 млн долл.
Группа НМТП объединяет следующие стивидорные компании: ОАО "Новороссийский морской торговый порт", ООО "Приморский торговый порт" (с 2011г.), ОАО "Новороссийский зерновой терминал", ОАО "Новороссийский судоремонтный завод", ОАО "Флот НМТП", ОАО "Новорослесэкспорт", ОАО "ИПП" и ООО "Балтийская стивидорная компания".
Акции НМТП котируются на российской бирже, а также на Лондонской фондовой бирже в форме глобальных депозитарных расписок. 50,1% акций ОАО "НМТП" принадлежит компании Novoport Holding Ltd., бенефициарами которой являются OAO "АК "Транснефть" и Зиявудин Магомедов (группа "Сумма"). 20% акций НМТП принадлежат государству в лице Федерального агентства по управлению государственным имуществом, еще 5% владеет ОАО "Российские железные дороги".
Чистая прибыль группы по международным стандартам финансовой отчетности (МСФО) за 9 месяцев 2012г. выросла в 4,5 раза - до 319,7 млн долл. против 71,8 млн долл. годом ранее. Выручка группы за отчетный период выросла незначительно (на 0,5%) и составила 785,9 млн долл.