Верховный суд Нидерландов поставил точку в споре за Yukos Finance
Верховный суд Нидерландов поставил точку в тянувшемся с 2007 года споре между бывшими топ-менеджерами ЮКОСа и московской компанией «Промнефтьстрой» за активы голландской Yukos Finance. Суд подтвердил, что решение Московского арбитражного суда от 2006 года о признании ОАО «НК «ЮКОС» банкротом не будет признано в Нидерландах, — это значит, что не будут признаны и итоги аукциона по продаже акций голландской структуры ЮКОСа Yukos Finance B.V. в пользу московского ООО «Промнефтьстрой».
Решение Верховного суда Нидерландов, опубликованное 18 января на сайте суда, было вынесено в ответ на кассационную жалобу «Промнефтьстроя» на решение Апелляционного суда Амстердама от 9 мая 2017 года. Тогда апелляционный суд постановил, что банкротство ЮКОСа было инспирировано российскими властями в нарушение фундаментальных принципов права. В частности, компании были выставлены чрезмерные требования об уплате налоговых недоимок в короткие сроки, ЮКОС лишили возможности адекватной правовой защиты и проигнорировали все его попытки урегулировать налоговые претензии, рассудил апелляционный суд. Он пошел на крайнюю меру — отказ в признании иностранного юридического решения на основании несовместимости с голландским «публичным порядком» (public policy).
Верховный суд поддержал точку зрения апелляционного суда и окончательно подтвердил, что «Промнефтьстрой» не стал владельцем акций Yukos Finance в 2007 году, говорится в сообщении суда.
В августе 2007 года «Промнефтьстрой» был признан победителем аукциона Российского фонда федерального имущества по продаже акций Yukos Finance и заплатил за них $309 млн. Это был один из последних аукционов по распродаже имущества ЮКОСа. Изначально «Промнефтьстрой» принадлежал «Роснефти», которая скупила на торгах большинство активов ЮКОСа, однако незадолго до аукциона эту фирму у «Роснефти» выкупила компания «Монте-Валле» американского гражданина Стивена Патрика Линча.
«Юкосовцы» получат доступ к €800 млн
Представители бывших акционеров ЮКОСа назвали это решение историческим. «Это хороший день для принципа верховенства права. Мы очень рады, что смогли защитить международные активы НК «ЮКОС» на благо его акционеров», — сказал бывший президент ЮКОСа Стивен Тиди (цитата по пресс-релизу Yukos Foundations — голландского фонда, управляющего иностранными активами ЮКОСа).
Решение Верховного суда Нидерландов дает возможность Yukos Foundations распределить часть зарубежных средств ЮКОСа среди бывших акционеров. Активы Yukos Finance оцениваются в €800 млн — это денежные средства, вырученные за продажу в 2006 году контрольного пакета в литовском НПЗ Mazeikiu nafta и почти половины словацкой трубопроводной компании Transpetrol. Хотя «Промнефтьстрой» в 2007 году получил акции Yukos Finance, бывшие иностранные топ-менеджеры ЮКОСа сразу же оспорили законность аукциона в голландских судах, а для защиты средств реализовали следующую схему: активы Yukos Finance были переведены в ее «дочку» — Yukos International, а акции «дочки», в свою очередь, перешли в специально созданный штихтинг (форма голландского траста). В октябре 2007 года окружной суд Амстердама поставил под вопрос аукцион по продаже Yukos Finance, что послужило началом многолетних судебных разбирательств. В результате деньги Yukos Finance все эти годы были заблокированы и не доступны ни одной из сторон.
Кто стоит за проигравшим «Промнефтьстроем»?
Как писал РБК, изначально за фирмой «Промнефтьстрой» при покупке Yukos Finance стояли основатели «Ренессанс Капитала» Стивен Дженнингс и Ричард Дитц. Учредитель «Монте-Валле» Стивен Линч играл лишь «ограниченную» роль в сделке по приобретению Yukos Finance, писал в 2016 году Дитц в показаниях для американского суда по делу о банкротстве люксембургской Kirwan Offices Sarl (владелец 100% акций «Промнефтьстроя»).
«Промнефтьстрой» является единственным активом Kirwan Offices, а последняя на 99,99% принадлежит компаниям Lapidem Ltd и Mascini Holdings. Те, в свою очередь, контролируются инвесткомпанией VR Capital Дитца, указывал он сам в 2016 году. Lapidem и Mascini, когда «Промнефтьстрой» приобретал Yukos Finance, «не представляли, что будут вовлечены в какой-либо судебный процесс» по поводу этой сделки, их инвестиционная стратегия предполагала «сравнительно быстрый и бесспорный выход» из инвестиции в Yukos Finance, писал Дитц.