Уход на пенсию беби-бумеров привел к кризису рынка недвижимости США
Говоря о природе финансового "пузыря", он отметил, что такая ситуация сложилась, когда американские домохозяйства тратили больше, чем производили, "это классическая невоздержанность расходов". "Федеральная резервная система предполагала, что люди, корпорации, банки, которые работают в стране, внимательно следят за состоянием своих финансов. Предполагалось, что они не будут тратить больше, чем им надо", - пояснил А.Моисеев.
Но, по его словам, проблема в том, что "когда финансовая инженерия позволяет тратить больше, чем человек зарабатывает, через какое-то время начинает казаться, что так будет всегда". "Более того, жадные до наживы банки стали говорить: "Ничего страшного, что вы каждый месяц тратите больше, чем зарабатываете. У вас же есть дома, у вас есть акции, а цены на дома и акции всегда растут".
Ситуация, которая сложилась на рынке недвижимости США, - "это по сути МММ". "Там население всегда растет. Число людей, начинающих трудовую деятельность, всегда превышает число тех, кто ее заканчивает. У американцев принято, что, когда они начинают работать, они берут ипотеку на 30 лет под очень низкую ставку и покупают большой дом, чтобы там вырастить семью. Выходя на пенсию, они этот дом продают, покупают маленький дом, и на врученные средства они прекрасно доживают свой век", - пояснил эксперт.
"Все это было хорошо, пока количество людей, которые хотели купить большой дом, было больше, чем количество людей, которые хотели этот дом продать, поэтому цены на большие дома всегда росли. Но все изменилось, когда стали уходить на пенсию так называемые беби-бумеры. Неожиданно оказалось, что людей, выходящих на пенсию и продающих дома, стало больше, чем тех, кто вступает в возраст, когда эти дома покупают. Цены на недвижимость стали падать", - продолжил А.Моисеев.
По его словам, реакцией ФРС на эту ситуацию стало то, что регулятор решил "отвинтить гаечки и позволить покупать дома людям, которые раньше не могли себе этого позволить". "То есть началось ослабление стандартов в финансовой системе", - сказал он.
Кроме того, в конце 1990-х - начале 2000-х гг. "появилась так называемая финансовая инженерия, финансовые инновации, когда деньги стали делать совсем уж из воздуха". То есть банки на один вложенный в них доллар выдавали все больше и больше кредитов. В США к началу кризиса, к концу 2008г., этот мультипликатор достигал 17, что примерно в 3 раза превышает все допустимые нормы.
А дальше, по словам А.Моисеева, "появилась так называемая секьюритизация". "Это когда банк, использовавший уже 17-й мультипликатор и исчерпав даже эти возможности, продает те активы (по кредитам), которые у него есть, получает за это деньги со стороны инвесторов, а эти деньги еще раз можно запускать по 17 раз", - пояснил эксперт, добавив, что "в этот момент вообще был потерян контроль".
В заключение А.Моисеев добавил, что расчистка "всех этих колоссальных накопленных активов" не только еще не завершена, но она еще "толком и не начиналась".