Эксперты оценили перспективы иска ФТС к Bank of New York
С ним согласна аналитик ИК "Проспект" Ника Чекина, по мнению которой возмещение такого иска "практически невозможно". "Дело это тянется давно, и я не понимаю, почему именно сейчас разразился гром от ФТС. По моему мнению, у этого дела не будет серьезного резонанса", - сказала эксперт. Говоря о возможных последствиях судебного процесса для России, Н.Чекина отметила, что это дело "вряд ли скажется негативно на отношениях России и западных финансовых структур".
Эксперт одного из крупных банков отметил в интервью РБК, что иск "абсолютно неадекватен". "У него отсутствует юрисдикция, доказать связь и умысел будет сложно", - сказал эксперт. Этот процесс, по его мнению, бесперспективен для ФТС и он не дестабилизирует финансовый рынок. Кроме того, специалист выразил мнение, что инициатива о предъявлении иска не согласована с высшим руководством ФТС. "У меня такое впечатление, что она идет на уровне не выше начальника юридического отдела, и думаю, что скоро кто-нибудь товарищам из ФТС объяснит, что они не правы", - заключил эксперт.
Напомним, сегодня ФТС сообщила о подаче в Арбитражный суд Москвы иска к американскому Bank of New York о возмещении ущерба. Как заявил адвокат службы, "с 1996 по 1999г. банком была организована незаконная схема легализации денежных средств за экспортируемые в РФ товары, в связи с чем Россия получила ущерб, который оценивается в 22,5 млрд долл.".
Расследование "дела Bank of New York" началось в начале 2000-х годов, когда власти ряда государств заподозрили сотрудников банка в причастности к организации схем по уклонению от налогов и легализации средств, использовавшихся, прежде всего, в теневой экономике. Банк уволил нескольких сотрудников, ответственных за переводы российских средств. Некоторые из них оспорили свое увольнение.
В ходе следствия отмечалось, что руководство Bank of New York долгое время и не подозревало о том, что через счета в их банке отмываются крупные суммы денег из России. Есть информация о как минимум девяти счетах в банке, которые были открыты и начали использоваться до 1998г., а в период 1998-1999гг. через них прошло более 4,2 млрд долл., которые, как подозревают следователи, имели отношение к оргпреступности. Банк же начал сотрудничать со следствием лишь с конца 1998г., и в деле до сих пор остается много неясных моментов, в частности непонятно, почему даже после начала следствия указанные счета оставались открытыми еще весьма долгое время и были заморожены лишь почти год спустя после ряда разоблачительных публикаций в прессе.
Американские следователи считают, что через Bank of New York российская организованная преступность, а также представители политической и предпринимательской элиты могли провести до 10 млрд долл.
Широко освещавшееся поначалу в СМИ дело фактически завершилось ничем. Единственной осужденной по нему стала вице-президент Bank of New York по Восточной Европе Люси Эдвардс, эмигрантка из СССР, которая совместно с супругом при помощи его компании Benex International, счета которой велись в Bank of New York, проводила через них крупные средства. Происхождение средств вызвало серьезные сомнения у американских антикоррупционных органов. Тогда следователи посчитали, что речь идет о доходах российских экспортеров, сокрытых ими от налоговых органов. Кроме того, американцы полагали, что отмыванием средств занимались и высокопоставленные российские чиновники. Учитывая то, что и Л.Эдвардс и ее супруг согласились сотрудничать и активно помогали следствию, суд США приговорил их к 6 месяцам домашнего ареста, 5 годам тюрьмы условно и обязал выплатить 40 тыс. долл. штрафа и 685 тыс. долл. судебных издержек.
Эксперты отмечают, что ощутимым следствием "дела Bank of New York" стало массовое закрытие корсчетов российских банков в США. Пик этого процесса пришелся на 2000г. Примечательно, что в итоге так и не было выяснено, откуда точно поступали огромные средства в размере миллиардов долл. на счета в Bank of New York и куда они делись впоследствии.
Bank of New York по поводу иска ФТС пока официальных комментариев не дает.