Депутаты Госдумы поддерживают М.Фрадкова в вопросе снижения НДС
По словам А.Локотя, сегодня практически все крупные экспортно-ориентированные компании (прежде всего, занятые в нефтяной отрасли) осуществляют налоговую оптимизацию через свои производственные и торговые подразделения: в первых сосредоточены расходы, обеспечивающие наибольший вычет из НДС, а вторые применяют нулевую ставку по экспорту. "Понятное дело, что такие экспортеры не заинтересованы в снижении НДС, поскольку чем меньше этот налог, тем меньше будут возмещаемые им вычеты. Однако компании, ориентированные на внутренний рынок, особенно в промышленном секторе, страдают", - подчеркнул А.Локоть.
Налоговое администрирование, которое Минфин предлагает экономике как "альтернативу" снижению НДС, на самом деле таковым не является, считает А.Локоть. "Это важный и давно назревший шаг, но зачем преподносить его в качестве каких-то уступок? Ведь, в первую очередь, он направлен на улучшение той же собираемости налогов, в которой более всего заинтересовано государство. Кстати, в 2004 г. заметное повышение собираемости НДС было обусловлено именно снижением этого налога с 20% до 18%. Экономика начала выходить из "налоговой тени", однако отказ от дальнейшего снижения налогового бремени может инициировать обратный процесс", - полагает А.Локоть.
С мнением о необходимости снижения НДС согласен его коллега по комитету Александр Агеев, который назвал эту меру "попыткой снять Россию с нефтяной иглы, посредством стимулирования развитие отраслей, ориентированных на внутренний рынок". По его словам, именно в этих отраслях работает подавляющее большинство всех занятых в экономике, следовательно, появится реальная возможность для решения задачи президента России Владимира Путина по преодолению бедности и перехода от "экономики трубы" к "экономике знаний".
По мнению А.Агеева, особенно благотворно снижение данного налога скажется на таких отраслях, как машиностроение. По экспертным расчетам, НДС в структуре налоговых платежей в машиностроении доходит до 42% от всего объема налогов. При снижении НДС с 18% до 13% налоговая нагрузка в машиностроении уменьшится на 12%, что позволит резко нарастить объем инвестиций и повысить уровень оплаты труда работников, занятых в этой отрасли.
"Мне не понятна позиция либерального блока правительства, который с упорством, достойным лучшего применения, противостоит идее М.Фрадкова по снижению НДС, - заявил А.Агеев. - Если Минфин считает предложение по 5%-му снижению этого налога слишком радикальной мерой, почему бы не снизить его, скажем, на 2%, а в счет остальных 3-х предоставить предприятиям определенные преференции. Ведь в любом случае, снижение налогового бремени на экономику – давно назревшая задача, которую все равно придется решать".
Напомним, что на прошедшем в прошлую пятницу заседании правительственной комиссии по проектировке федерального бюджета Алексей Кудрин заявил, что ставка НДС не будет снижена до 13%, "не будет снижена даже до 17%". Данное решение, по словам А. Кудрина, принципиальное, добавив, что оно ляжет в основу разработки прогноза федерального бюджета на 2006-2008гг. Вместе с тем, глава Минфина оговорился, что это решение все же не окончательное, так как "окончательное решение будет приниматься на заседании правительства".