P&G: Изменения на рынке алкоголя ведут к бесконечным проблемам
Введение новых акцизных марок на алкогольные напитки и спиртосодержащую продукцию приводит к бесконечным проблемам на парфюмерном рынке. Такое мнение высказал сегодня президент компании Procter & Gamble по Центральной и Восточной Европе, Ближнему Востоку Вернер Гайслер на заседании консультативного совета по иностранным инвестициям в России.
По его словам, 99,9% парфюмерной продукции "связано с алкогольным суррогатом, так как "иначе она была бы слишком дорогой". Введение мер по регулированию рынка алкогольной продукции, по словам В.Гайслера, приводит к тому, что компании должны получать лицензии для каждого участника дистрибуции, а также должны регистрировать каждый продукт и вводить его в единую государственную автоматизированную информационную систему (ЕГАИС) учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
По словам В.Гайслера, компании-производители и дистрибуторы парфюмерной продукции должны получать до 800 лицензий, каждая из которых стоит порядка 25 тыс. долл. "Малые компании не справятся с такими трудностями финансового и административного характера", - считает бизнесмен. По словам В.Гайслера, от введения таких мер регулирования страдает прежде всего малый бизнес, который вообще может быть ликвидирован.
Представитель зарубежных деловых кругов подтвердил необходимость контроля на рынке алкогольной продукции, однако подчеркнул, что должны приниматься "разумные меры" по борьбе с суррогатом, который может поступать в страну сотнями незаконных путей.
На беспокойство В.Гайслера сегодня ответил министр экономического развития и торговли РФ Герман Греф. Он заявил, что в ближайшее время в Госдуму будут внесены поправки в закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции", которые предусматривают нераспространение норм закона на парфюмерно-косметическую продукцию. "На лосьоны, дезодоранты и прочую парфюмерно-косметическую продукцию, содержащую спирт, не будут распространяться нормы регулирования, такие же, как на алкогольную продукцию", - подчеркнул Г.Греф. Он сообщил, что на прошлой неделе соответствующий законопроект одобрило правительство РФ, и пообещал скорейшее его прохождение в Госдуме.
Напомним, что участники парфюмерного рынка еще в мае 2006г. накануне окончательного принятия закона направили обращение вице-премьеру правительства Александру Жукову и спикеру Госдумы Борису Грызлову с просьбой пересмотреть законопроект. Главным и единственным пожеланием было то, чтобы парфюмерно-косметическая продукция не рассматривалась законодателями с тех же позиций, что и алкоголь.
Между тем Госдума все же приняла законопроект в прежней редакции. По нему, все предприятия, торгующие парфюмерно-косметической продукцией, содержащей более 1,5% спирта, должны ввести у себя Единую государственную автоматизированную информационную систему (ЕГАИС), куда заносятся данные о каждом наименовании товара.
С вступлением нового закона в силу малые предприятия оказались под угрозой закрытия. В Российской парфюмерно-косметической ассоциации заявили, что более 90% оптовых структур на рынке подпадают под категорию малого бизнеса, чья чистая прибыль составляет от 120 до 600 тыс. руб., и оплатить ЕГАИС, которая стоит 700-800 тыс. руб., для них будет равносильно уходу из бизнеса. В результате, в случае продолжения действия закона, на рынке останется, по разным подсчетам, от 50 до 5% игроков.
Всего, по данным на 1 октября 2006г., из 3,5 тыс. оптовых компаний, распространяющих парфюмерную продукцию, смогли оформить документы для законной работы только 187.
Другим последствием внедрения ЕГАИС на парфюмерном рынке уже стал начавшийся рост цен. Игроки рынка высказываются, что если законодательная ситуация не изменится, то к концу года он в среднем составит 60%. Рост цен на дешевую косметику будет колебаться в пределах 90-120%, на продукты среднего сегмента - 50–70%, а на элитную косметику - 30–40%.
Принятие закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" обернулось неприятностями и для ведущих мировых компаний. Некоторые из них попросту перестали поставлять продукцию в Россию, ввиду того что для пересечения таможни требуется прохождение через систему ЕГАИС. Среди прекративших поставки оказалась, в частности, Chanel, а Procter&Gamble отказалась от поставок продукции с содержанием спирта более 1,5%. Ряд компаний, отказавшись от затрат на ЕГАИС, для прохождения таможни прибегли к услугам логистических компаний. Так поступили Avon, Estee Lauder и Yves Rocher.
По оценкам специалистов, количество потребителей духов, кремов, лаков, муссов в России составляет 105–110 млн человек, и в последние годы рынок демонстрировал рост в среднем на 20%.