АвтоВАЗ ответит за "дочку" на миллиард

"Элекс-Полюс", 51% которого принадлежал АвтоВАЗу, до кризиса являлся одним из крупнейших дилерских холдингов. Только в Москве компании принадлежали 16 автосалонов, ее доля на столичном автомобильном рынке составляла 11%. Однако в конце 2008г. компания оказалась на грани краха, а окончательно ее судьба была решена в 2009г., после того как АвтоВАЗ выявил недостачу около 4 тыс. автомобилей на складах дилера. Свой ущерб автозавод оценил в 35 млн долл. Как следует из отчетности АвтоВАЗа, он подал два иска на общую сумму 997 млн руб. к компаниям "Элекс-Полюс Центр" и "Элекс-Полюс Л". Вернуть свои деньги заводу не удалось, поскольку его ответчики были признаны банкротами.
Однако на этом злоключения АвтоВАЗа не завершились, и теперь уже с автопроизводителя пытаются взыскать долги "Элекс-Полюса" перед сторонними кредиторами. Как следует из материалов Арбитражного суда Москвы, в конце июля конкурсный управляющий дилерской компании Наталья Копытова направила в суд ходатайство о привлечении АвтоВАЗа к субсидиарной ответственности по долгам "Элекса". Как рассказала изданию сама Н.Копытова, за подачу этого ходатайства проголосовало собрание кредиторов дилерского центра.
Согласно материалам суда, общий долг "Элекс-Полюса" перед своими кредиторами составляет 1,046 млрд руб., из которых 842,1 млн руб. приходится на Сбербанк. "Контрольный пакет акций "Элекс-Полюса" принадлежит АвтоВАЗу. В связи с тем, что не было найдено никакого имущества у дилерской компании, было решено привлечь к этому разбирательству основного акционера", - пояснила Н.Копытова. В Сбербанке отказались комментировать данное ходатайство, объясняя это тем, что "информация является банковской тайной, поскольку ответчики являются клиентами банка".
Ходатайство должно было рассматриваться в конце июля, однако арбитражный управляющий попросил суд отложить рассмотрение дела (новое судебное заседание назначено на 24 сентября). Как пояснила Н.Копытова, это было связано с тем, что у АвтоВАЗа были затребованы дополнительные документы.
"АвтоВАЗ как основной акционер "Элекс-Полюса" должен был согласовывать большие кредиты и сделки своего дочернего общества. "Сейчас мы пытаемся доказать, что руководитель дилерской компании действовал с одобрения своего основного учредителя", - рассказала Н.Копытова. При этом Сбербанк потребовал вызвать в суд в качестве свидетеля экс-гендиректора "Элекс-Полюса" Игоря Лисютина.
Заставить АвтоВАЗ рассчитаться по долгам "дочки" будет нелегко, поскольку необходимо доказать, что автозавод своими действиями довел "Элекс-Полюс" до банкротства, считает старший юрист арбитражной группы Vegas Lex Юрий Сбитнев. По его словам, в судебной практике были прецеденты, когда контролирующее лицо отвечало по долгам общества субсидиарно, однако в таких случаях очевидно, что заявители должны были иметь очень серьезные доказательства. Сам АвтоВАЗ разделяет это мнение: в своем отчете автозавод указывает, что вероятность взыскания с него средств в пользу Сбербанка "ниже среднего". На самом АвтоВАЗе до завершения суда от комментариев отказались.