ВСТО требует от генподрядчика 2 млрд руб.
Как сообщает "Коммерсантъ", это уже второй иск, поданный ЦУП к подрядчику. Предыдущий, на сумму 4,02 млн руб., был зарегистрирован во второй половине апреля, накануне расторжения в одностороннем порядке "Транснефтью" контракта с "Краснодарстройтрансгазом".
О некомпетентности генподрядчика строительства ВСТО говорили давно. Еще осенью прошлого года стало очевидно, что сдача в эксплуатацию участка нефтепровода "Алдан -Тында", которая была запланирована на четвертый квартал 2008 года, будет сорвана. Как утверждают в "Транснефти", подрядчик выполнил не более 17% работ. Минпромэнерго было вынуждено пересмотреть график строительства и перенести дату его завершения на конец 2009 года. Чтобы избежать срыва и этих сроков, было принято решение отказаться от услуг компании, которая взяла на себя обязательства по строительству половины трассы и не сделала практически ничего для их выполнения.
Сертификат соответствия требованиям "Транснефти" "Краснодарстройтрансгаз" получил незадолго до начала строительства ВСТО в частном институте ВНИИСТ, объективность работы которого теперь также ставится под сомнение. Процедура сертификации проходила на платной основе и эта организация, таким образом, заработала на ВСТО около 700 млн долларов. А "Краснодарстройтрансгаз", "компания-пустышка" с минимальным уставным капиталом, получила доступ к государственному финансированию.
По словам главы "Транснефти" Николая Токарева, "Краснодарстройтрансгазу" был выплачен аванс в сумме 7 млрд рублей. Эти деньги должны были пойти на закупку техники и привлечение специалистов на объект. Однако ни одна серьезная организация не согласилась сотрудничать с "Краснодарстройтрансгазом". И тогда компания решила нанять 2 тыс. неквалифицированных китайцев без опыта работы на аналогичных проектах. Ни въезд, ни проживание китайских рабочих на территории России КСТГ не смог организовать на должном уровне. Запланированные вахтовые поселки не были построены в срок, а позже выяснилось, что половина китайских рабочих въехала в страну по туристической визе.
Следствием этого стало некачественное выполнение работ. В результате даже там, где строительство все-таки началось, оно проходило с грубейшими нарушениями. Например, на участке Огоньер китайский субподрядчик "Краснодарстройтрансгаза", компания СРР нелегально разрабатывала карьеры в полосе отвода трубопроводов, а трубы при этом укладывались прямо на осколки камней после буровзрывных работ.
Насколько успешными будут судебные разбирательства, сказать сложно. Судя по всему, денег у "Краснодарстройтрансгаза" нет, и по своим обязательствам он расплатиться не сможет. Уже сейчас известно, что услуги подрядных организаций на территории Нерюнгринского района (Якутия) оплачены не были, а в городе Алдане "Краснодарстройтрансгаз" выселили из занимаемого компанией офиса за долги по арендным платежам.
Владельцы ЗАО "Краснодарстройтрансгаза" неизвестны. Ранее Н.Токарев заявил в СМИ, что "знает владельцев компании "Краснодарстройтрансгаз", однако назвать их пока не может". Как стало известно РБК, ЗАО "Краснодарстройтрансгаз" создано в качестве дочерней компании ОАО "Стройтрансгаз". Согласно базе СПАРК, в прошлом году владельцем ЗАО стала кипрская компания "Стройтрансгаз Пайплайн Лимитед". Ее купили буквально перед началом проекта ВСТО. Однако Н.Токарев заявлял, что "Стройтрансгаз" не имеет никакого отношения к своей бывшей дочке.
Однако не исключено, что место "Краснодарстройтрансгаза" займет именно "Стройтрансгаз". "РБК-daily" ранее в этой компании сообщили, что заинтересованы принять участие в тендере "Транснефи" на роль генподрядчика ВСТО, но соответствующих предложений пока не получали. На данный момент "Стройтрансгаз" уже строит несколько участков ВСТО общей протяженностью около 406 км и одну нефтеперекачивающую станцию.
По мнению президента Ассоциации строительных организаций нефтегазового комплекса "Союзстройнефтегаз" Б.Толкунова, подобные КСТГ компании наносят серьезный ущерб экономике страны и порочат репутацию всей строительной отрасли. На днях Ассоциация включила "Краснодарстройтрансгаз" в список компаний с сомнительной репутацией. "Мы призываем нефтегазовое сообщество бойкотировать такие компании", - отметил Б.Толкунов.
Остается надеяться, что "Транснефть" на этот раз не станет рисковать деньгами, выделяемыми государством на такой важный для энергетической безопасности страны объект как ВСТО. Иначе строительство стратегического трубопроводного проекта снова окажется под угрозой срыва.