В марте осуществлялось регулирование цен на 50% товаров и услуг
Органами исполнительной власти субъектов РФ в наибольшей степени оказывалось воздействие на уровни цен и тарифов на отдельные виды жилищно-коммунальных услуг (в 88 центрах субъектов РФ), на медикаменты (в 84 центрах) и детское питание (в 66 центрах).
Проезд в городском муниципальном транспорте регулировался в 83 центрах субъектов России, цены на хлеб и хлебобулочные изделия - в 19 центрах, цены на молоко - в 16 центрах субъектов РФ.
Наибольшее влияние на формирование цен оказывали органы исполнительной власти в Северной Осетии (на 115 видов товаров и услуг), Иркутской и Курской областях (на 113 и 100 видов соответственно).
Согласно исследованию, по состоянию на март 2005г. в Калмыкии ограничение надбавки товаропроводящей сети установлено при реализации торговыми организациями большинства отечественных продуктов питания (мясопродуктов, молочных продуктов, масла сливочного и подсолнечного, яиц, сахара, хлеба, крупяных и макаронных изделий, плодоовощной продукции).
Похожая ситуация отмечалась и в Курской области, а в Северной Осетии, кроме продуктов питания, такая форма ограничения цены была установлена на детскую одежду и обувь, школьно-письменные принадлежности, хозяйственное мыло. Кроме того, практически повсеместно ограничивается надбавка товаропроводящей сети на реализацию отечественных и импортных лекарственных средств.
Методом установления фиксированной цены практически во всех регионах регулировались тарифы на жилищно-коммунальные услуги, во многих субъектах РФ - цены на твердое топливо для населения (уголь и дрова).
С помощью ограничения рентабельности осуществлялось регулирование цен на продукцию, производимую местными предприятиями и реализуемую на территории региона, а также на отдельные виды услуг. Так, например, в Ивановской области подобная форма регулирования установлена для организаций всех форм собственности, осуществляющих перевозки пассажиров и багажа городским общественным транспортом, ритуальные услуги, а также для организаций, использующих сельскохозяйственное сырье, выделяемое из регионального фонда, для производства молочных продуктов, мясопродуктов, маргарина, яиц, муки, крупяных и макаронных изделий.
В некоторых субъектах РФ применялись более сложные формы регулирования, сочетающие в себе несколько методов. Например, в Краснодарском крае путем ограничения торговой надбавки, установления предельной розничной цены и ограничения уровня рентабельности предприятий-производителей регулировались цены на отдельные виды формового хлеба из пшеничной муки первого сорта. В Тамбовской области установлено ограничение торговой надбавки, а также уровня рентабельности местных предприятий-производителей применительно к ценам на молочные продукты, масло подсолнечное, яйца, сахар, муку, хлеб, макаронные изделия и манную крупу, вырабатываемые из сырья, поступившего из регионального фонда.
Для регулирования цен на потребительские товары наиболее часто применялись такие методы, как ограничение надбавки товаропроводящей сети и ограничение рентабельности местных предприятий-производителей, в то время как установление фиксированной и предельной цены (тарифа) зарегистрировано в основном при регулировании тарифов на услуги.
Эксперты статистического ведомства отмечают, что методы регулирования цен могут по-разному влиять на общее изменение потребительских цен в различных регионах. Ограничение торговой надбавки, устанавливаемое в процентном отношении к цене, фактически не оказывает воздействие на динамику изменения цен этого товара. В то же время, применение метода фиксированных цен приводит к скачкообразному их изменению, которое бывает значительным.
Таким примером могут служить жилищно-коммунальные услуги, тарифы на которые, как правило, меняются один раз в год. Так, в 2004г. цены на коммунальные услуги в целом по России выросли на 20,9%, в том числе за I квартал - на 12,5%. В I квартале 2005г. рост цен на эту группу услуг составил 26,2% (в Камчатской области - в 2,4 раза, в Татарстане - в 1,7 раза, в Волгоградской области - в 1,6 раза).