7. Нефть заткнула брешь
Поддавшись оптимизму, весной глава Минфина Алексей Кудрин заявлял, что Россия сможет закончить год без дефицита федерального бюджета при условии, что цена на нефть составит 115 долларов за баррель. В сентябре премьер-министр Владимир Путин подтвердил, что, скорее всего, бюджет 2011г. будет сведен к нулю, тогда как перед правительством стояла задача выйти на бездефицитный бюджет только к 2015г.
В ноябре это утверждение получило подтверждение в прогнозе заместителя министра финансов России Татьяны Нестеренко, заявившей о возможности профицита федерального бюджета по итогам года в размере 0,3% от ВВП – около 3 млрд долларов. Это стало возможно благодаря росту предполагаемых доходов и значительной экономии бюджета.
Является ли профицит достижением?
На первый взгляд, достижение бюджетного профицита кажется крайне важным событием, однако оно не вызывает ажиотажа в среде специалистов. "Это не такое уж большое достижение. В сырьевой экспортной стране при достаточно высоких ценах на экспортные ресурсы достичь бездефицитного бюджета - небольшое достижение", - считает завкафедрой международного регулирования и интеграции ГУ ВШЭ Владимир Зуев.
Президент консалтинговой компании НЕОКОН Михаил Хазин соглашается, что бездефицитному бюджету соответствуют высокие цены на нефть, а государственных заслуг в этом нет.
"Интерес вызывают скандалы, которые с этим были связаны. Я бы сказал, что основной интерес - трехлетний бюджет, который резко сокращает социальные выплаты и принятие законов, которые фактически лишают российское население бесплатной медицины и бесплатного образования. Вот это результат", - заявил М.Хазин.
Директор Института проблем глобализации Михаил Делягин отметил, что в условиях высоких цен на нефть, "какое бы разбрасывание средств не осуществлялось в декабре, бюджет останется профицитным, и профицит даже самым чудовищным расточительством не удастся снизить ниже 1% ВВП".
"При этом нужно понимать, что в РФ состояние экономики сегодня от государства зависит крайне слабо, поскольку государство самоустранилось от экономической политики. Все определяется мировыми ценами на нефть. Однако несмотря на беспрецедентно высокие цены на нефть в этом году, мы не видим ни ускорения экономического роста, ни ускорения инвестиционного роста, ни ускорения промышленного роста. Мы не видим роста уровня жизни населения, никаких значимых позитивных изменений", - уверен М.Делягин.
"Нефть перестала работать на благо", но если она подешевеет, надолго "запасов Кудрина" не хватит, заключил директор Института проблем глобализации.