6. Хомут ослабили
В связи с инициативой президента правительство рассмотрело два варианта снижения налоговой нагрузки в части социальных отчислений. В соответствии с первым, предполагалось, что ставка в 34% сохранится на текущем уровне, но только для крупного бизнеса, для среднего ее планировалось понизить до 26%, для малого - до 16-20%. Согласно второму варианту, размер ставки планировалось снизить до 30% для крупного и среднего бизнеса, а для малого установить ее в диапазоне от 16 до 20%.
Как заявил Д.Медведев на Петербургском экономическом форуме, с 2012г. максимальная ставка страховых взносов в России будет снижена с нынешних 34% до 30%, а для малого бизнеса в производственной сфере - до 20%. Предполагается, что сниженные ставки будут действовать в течение двух лет до 2014 г., после чего решение по этому вопросу будет принято параллельно с реформой пенсионной системы.
"Это, конечно, не радикальное снижение, но знаковый и выгодный шаг для огромного числа малых и средних предприятий. Считаю это решение на переходный период справедливым и сбалансированным", - заявил президент.
Тогдашний министр финансов Алексей Кудрин предупредил, что налоговые послабления обойдутся в сотни миллиардов рублей федеральному бюджету. По его оценкам, выпадающие доходы должны составить до 100-160 млрд руб. ежегодно.
Оценки реформы неоднозначны
Если верить главе государства, смысл налоговой инициативы заключается в создании более благоприятных условий для развития бизнеса. Однако эксперты не уверены, что она будет достигнута. По мнению директора Центра исследований постиндустриального общества Владислава Иноземцева, и в этот раз на бизнесе изменение ставки не отразится. "Когда правительство повысило ставку с 26% до 34 %, для многих бизнесменов это оказалось неподъемной нагрузкой. Как следствие, был принят ряд мер по уходу от этого негативного эффекта. Но частичное "отступление" в размере всего 4% вряд ли может оказаться весомым", - заявил В.Иноземцев.
В свою очередь инвестиционный аналитик компании "Форум" Яков Крепак верит в возможность оздоровительного эффекта, который последует за этой мерой. "Снижение ставки - уменьшение давления на бизнес. Пусть не сразу будет результат, но перевес у этой инициативы все-таки в положительную сторону", - отметил он.
Однако позитивный эффект почувствуют только часть компаний. "Не все предприятия ощутят реформу одинаково. Допустим, для небольших предприятий будет какая-то копеечная разница, которая не скажется существенно на их денежном потоке. Большие предприятия почувствуют снижение налогового бремени лучше, но поскольку речь не идет о каких-то гигантских изменениях ставки, большого позитивного эффекта в рамках всей экономики ждать не стоит", - считает Я.Крепак.
Директор Института анализа предприятий и рынков ГУ ВШЭ Андрей Яковлев отметил, что снижение ставок – это не импульс для развития, а "реакция на неадекватные предшествующие меры, когда приняли резкое решение, не спросив у бизнеса, не оценив последствия. Сейчас мы видим некоторый откат назад".
По мнению главного экономиста Альфа банка Натальи Орловой, колебания властей, то повышающих, то понижающих ставку, позволяют говорить о том, что "есть некоторая нечеткость в налоговой политике и налоговый вопрос сохраняется на повестке дня". Вместе с ней недоумевает и главный экономист ИК "Тройка Капитал" Евгений Гавриленков: "Ставки то подняли, то опустили". Между тем эксперт считает, что данное событие в целом нейтрально для российской экономики.