BNP Paribas: развивающиеся страны поддержат спрос на сырье
В условиях кризиса и ухудшения перспектив мировой экономики в центре внимания участников рынка нефти прочное место занял спрос. Опасения инвесторов в отношении того, что экономический спад как в развитых, так и в развивающихся странах приведет к сокращению потребления нефти, являются одним из основных факторов, определяющих динамику цен на нефть. Все чаще речь идет о так называемом "разрушении спроса". Однако в BNP Paribas полагают, что было бы неверно использовать этот термин для описания того, что сейчас происходит на рынке. В обзоре, посвященом нефти, эксперты банка анализируют сложившуюся ситуацию.
Согласно прогнозу BNP Paribas, в IV квартале 2008г. и в I полугодии 2009г. на рынке нефти возникнет избыточное предложение. Принимая во внимание текущую ситуацию в мировой экономике, "темпы роста спроса на нефть могут замедлиться больше, чем предполагалось ранее, а избыток предложения оказаться значительнее, в особенности с IV квартала 2008г. по II квартал 2009г.", - считают аналитики банка. По их мнению, экономический спад в развитых странах повлияет на развивающиеся рынки в большей степени, чем это предполагалось еще в сентябре. В банке полагают, что в сложившихся условиях настроения на рынке нефти будут определять новости, связанные со спросом, и данные экономической статистики, в результате неопределенность в отношении темпов роста поставок нефти из стран, не входящих в ОЭСР, в ближайшем будущем отойдет на второй план.
Если взять последние предварительные данные, станет ясно, что спрос в странах ОЭСР становится значительно слабее, в особенности в США. Однако, по мнению аналитиков банка, негативные данные из США необходимо рассматривать в контексте вызванных ураганами перебоев в поставках нефтепродуктов с американских НПЗ. Последние сообщения также говорят о том, что такие крупные потребители, как Китай, импортируют меньшее количество нефти. Впрочем на данный момент это означает, скорее, тенденцию к расходованию накопленных перед Олимпийскими играми запасов, считают в BNP Paribas.
В условиях, когда ситуация в экономике оказывает давление на перспективы роста спроса на нефть в мире, не следует забывать, что за последние полгода причиной слабости спроса отчасти была экономия, а не "разрушение спроса". "Разрушение спроса" не происходит за одну ночь, на это необходимо по меньшей мере несколько лет.
"Разрушение спроса" несет с собой значительные структурные изменения, будь-то повышение эффективности изпользования энергоносителей или переход, там, где возможно, на альтернативные источники энергии. Однако большой парк транспортных средств нельзя переделать за короткий промежуток времени. Наибольшая тенденция к экономии отмечалась летом на фоне роста розничных цен, что означает более значительную эластичность спроса при пороговых ценах, чем подсказывает здравый смысл, отмечают аналитики BNP Paribas. В банке считают, что на фоне снижения розничных цен в США (которое фактически действует как существенная налоговая льгота) может сформироваться отложенный спрос, который будет высвобожден в конце 2009г., когда улучшится экономическая конъюнктура.
Вместе с тем, для развивающихся рынков Азии, Латинской Америки и Ближнего Востока характерным остается необходимость развития инфраструктуры для поддержания экономического прогресса, рост спроса на транспортное топливо и управляемые цены (некоторые страны, как например Тайвань и Малайзия, недавно отменили решение о сокращении субсидий на розничные цены).
И хотя продажи транспортных средств в таких странах, как Бразилия и Россия также снижаются, вероятность того, что приобретенный до настоящего момента транспорт перестанет использоваться совсем, чрезвычайно мала. Между тем, все еще ожидается, что в среднесрочной перспективе спрос на сырьевые товары на развивающихся рынках останется устойчивым. Поэтому в ближайшие пять лет цены продолжат расти, полагают в BNP Paribas. Во всяком случае до тех пор, пока рост цен не вызовет ответную реакцию в виде увеличения предложения или восходящий тренд не сменит направление после того, как на фоне повышения эффективности использования топлива или эффекта замены, экономия уступит место "разрушению спроса".
Департамент аналитической информации РБК