Недооцененность нефтяных компаний сохраняется
Эксперты отмечают, что в следующем отчетном периоде рентабельность нефтедобытчиков останется на высоком уровне. Цены на нефть после умеренной коррекции остаются на комфортных уровнях. Не оправдали надежд рынка только колебания представителей финансовых ведомств в отношении снижения налоговой нагрузки на сектор.
Министр финансов Алексей Кудрин заявил, что российской "нефтянке" не стоит ждать дальнейших налоговых послаблений. Позже он уточнил, что нефтяники могут рассчитывать на снижение НДПИ, но только в обмен на отказ от снижения НДС.
На фоне неоднозначных заявлений чиновников акции нефтегазового сектора продемонстрировали достаточно серьезное снижение. Тем не менее после серьезных потерь в стоимости бумаги сектора выглядят как никогда привлекательно для долгосрочных инвестиций, тем более что фундаментально "нефтянка" остается сильной.
Как отмечает аналитик ГК "АЛОР" Анна Люканова, российские нефтяные компании сегодня существенно недооценены рынком, и потенциал их роста сейчас приблизился к 100%. "Компании по-разному рассчитывают себестоимость добытой нефти, или операционные затраты на добычу. В этот показатель, например, можно и включать и не включать аренду нефтепромыслового оборудования или расходы на продажу электроэнергии. Поэтому и себестоимость добычи черного золота у различных компаний значительно отличается.
Себестоимость добычи зависит и от эксплуатационного состояния месторождений, например, от объемов капремонта скважин, стоимости комплектующих, заработной платы, оплаты электроэнергии. Кроме того, региональный фактор также влияет на себестоимость добытой нефти", - говорит эксперт. По ее словам, среди крупнейших российских нефтяных компаний самая низкая себестоимость добычи - у "Роснефти" (примерно 2,68 долл. на баррель нефтяного эквивалента). Себестоимость добычи у ЛУКОЙЛа - 3,01 долл. на баррель нефтяного эквивалента. По данным пресс-службы ЛУКОЙЛа, в 2007 году удельные затраты компании на добычу углеводородов составили в России - $3,58 за баррель нефтяного эквивалента, за 1 полугодие 2008 года себестоимость выросла в среднем на 14%.
Аналитик УК "КапиталЪ" Федор Наумов напоминает, что ЛУКОЙЛ на данный момент стоит меньше, чем год-два назад, хотя сейчас цена нефти составляет $100 за баррель, а тогда она была в диапазоне $50-70. Схожая ситуация наблюдается и в других нефтяных бумагах. Опять же ЛУКОЙЛ сейчас стоит меньше 4-х своих годовых прибылей. Менеджеры компании (Вагит Алекперов и Леонид Федун) на таких уровнях покупают акции своей компании. Другой пример – "Сургутнефтегаз", она стоит столько же, сколько денежных средств у нее на балансе. Это совсем не значит, что нефтяные акции быстро вырастут, но сейчас сложился момент для покупки на долгосрочную перспективу, отмечает специалист.
По оценкам начальника управления аналитических исследований "ВТБ Управление активами" Ивана Илюшина, даже если исходить из долгосрочного прогноза цен на нефть марки Brent в $80/барр., компании российского нефтегазового сектора недооценены на 30-100% (в зависимости от компании)
В сентябре, по всей видимости, ключевыми драйверами для нефтегазового сектора будут оставаться цены на нефть, динамика которых определит конъюнктуру III квартала, считают в Банке Москвы. Вторым по важности событием станут возможные налоговые инициативы государства в отношении налогообложения нефтяной отрасли в целях стимулирования роста добычи. Все же точка в вопросе снижения налоговой нагрузки на отрасль не поставлена, и ряд специалистов считают, что правительству целесообразнее оказать поддержку сектору.