Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
AFP узнало мнение НАТО о требованиях России по безопасности Политика, 16:03
Обманутые ожидания: как правильно внести в бизнес современные технологии РБК и СБЕР Про, 16:01
Лавров заявил, что глава НАТО потерял связь с реальностью Политика, 16:01
Заигрались: почему инвесторы не могут поверить в Sony — Financial Times Pro, 15:54
«Билайн» расформировал цифровой блок Технологии и медиа, 15:52
«МегаФон» проанализировал российский рынок носимых устройств Пресс-релиз, 15:47
Регулирование криптовалют предложили протестировать в Татарстане Крипто, 15:46
Медведев отыгрался при матч-поинте с 0-2 на Australian Open Спорт, 15:42
Как защитить данные от злонамеренных сотрудников РБК и Intel, 15:38
Рособрнадзор не увидел катастрофы в снижении знаний учащихся из-за COVID Общество, 15:36
Российские продажи электромобилей выросли втрое в 2021 году Авто, 15:36
Крупный бизнес США выступил за смягчение возможных санкций против России Политика, 15:36
Лавров заявил о «военном угаре» США в вопросе «наказания» России Политика, 15:31
Тренер биатлониста Бабикова «не смирился» с пропуском Олимпиады Спорт, 15:30
Экономика ,  
0 

Эксперты назвали российские компании с наиболее эффективными инвестициями

НОВАТЭК и РЖД оказались наиболее эффективными компаниями-инвесторами в России, показал рейтинг эффективности корпоративных инвестиций, впервые составленный агентством НКР. Лидеры рейтинга не уступили ведущим западным корпорациям
НОВАТЭК NVTK ₽1 215 -0,75% Купить
Фото: Виталий Белоусов / РИА Новости
Фото: Виталий Белоусов / РИА Новости

Производитель сжиженного природного газа (СПГ) НОВАТЭК признан компанией с самыми эффективными инвестициями в России, следует из нового рейтинга кредитно-рейтингового агентства НКР (входит в группу РБК). Второе место заняла госмонополия РЖД, а третье — «Северсталь».

Рейтинг, построенный на нескольких метриках из публичной консолидированной отчетности компаний, составлен впервые. Он основан на данных за докризисный 2019 год. В НКР признают, что пандемия коронавируса привела к массовому пересмотру инвестиционных планов и «нестандартный во всех отношениях 2020 год требует отдельного анализа в том числе инвестиционной активности компаний». Партнером НКР по проекту выступило Агентство социального анализа и прогнозирования (АСАП). Подробнее о рейтинге и его результатах читайте в материале РБК Pro.

Рейтинг инвестиционной эффективности — 2020
Pro

Лидером рейтинга стала частная компания (НОВАТЭК), и в целом частный бизнес предсказуемо опередил государственные структуры с точки зрения эффективности инвестиций. НОВАТЭК — крупнейший производитель СПГ в России, страна заняла четвертое место в мире по объему экспорта СПГ по итогам 2019 года. Основными владельцами компании являются миллиардеры Леонид Михельсон и Геннадий Тимченко, 19% принадлежит французской Total. НОВАТЭКу помогают крупные налоговые льготы по проекту «Ямал СПГ».

Занимающая вторую строчку рейтинга госмонополия РЖД в последние годы увеличила эффективность своего бизнеса, в частности отказавшись от госсубсидий на покрытие убытков. Однако корпорация по-прежнему рассчитывает на господдержку в отношении инвестиционных проектов (модернизация БАМа и Транссиба, развитие Центрального транспортного узла, создание Северного широтного хода).

Как составлялся рейтинг

НКР присвоило каждой компании итоговый балл, рассчитанный исходя из пяти параметров: совокупные инвестиционные расходы за год (абсолютный размер, включая чистую покупку новых бизнесов), соотношение совокупных инвестиционных расходов и денежного потока от финансовой и операционной деятельности, отношение инвестиций в основные средства и нематериальные активы к величине внеоборотных активов, отношение инвестиций в основные средства и нематериальные активы к начисленной за год амортизации, рентабельность активов по операционной прибыли. Оценки каждого из этих факторов принимают непрерывные значения от 0 до 100 и рассчитываются по определенному алгоритму перевода фактических показателей в баллы.

Какие тренды выявил рейтинг

Деятельность частных компаний в целом действительно более эффективна по сравнению с государственными, сказал РБК руководитель направления инвестиционного и ценового анализа Института исследований и экспертизы ВЭБ.РФ Руслан Конченко. «В случае ошибочных решений менеджмента государственных компаний риски прекращения деятельности таких организаций сильно ниже, чем у частных», — добавил он. Но, с другой стороны, инвестиционные цели госкомпании могут быть не только коммерческими, но и социальными или политическими (например, газификация отдаленных районов). «В этом случае эффективность инвестиционных решений будет низкой, но их необходимость очевидна», — указывает Конченко.

Другими открытиями рейтинга стали хорошие результаты российских компаний на фоне их зарубежных аналогов и обнаружившийся класс компаний «второго эшелона», которые находятся в активной фазе инвестиционного цикла и уже вырываются в лидеры по результативности инвестиций (Международный аэропорт Шереметьево — 5-е место, «Русская аквакультура» — 6-е место, «Новотранс» — 8-е место). По критерию инвестиционной эффективности российские компании вполне конкурентоспособны на мировом уровне во всех отраслях, кроме ИТ, где сказывается небольшой размер отечественного рынка ИТ-услуг.

Многие крупные зарубежные компании, особенно в технологической сфере (например, Amazon или Alphabet), «всю свою прибыль инвестируют в развитие новых сервисов, потому что ставят своей целью охватить весь мир, конкурировать со многими игроками на разных рынках», говорит главный экономист «ПФ Капитал» Евгений Надоршин. «Российские компании такую цель себе не ставят», — сетует он.

Подход, выбранный авторами рейтинга, вызывает вопросы, отметил главный экономист BCS Global Markets Владимир Тихомиров. Например, в новых перспективных секторах эффективность компаний зачастую определяется инвестициями в человеческий капитал — этот аспект в рейтинге игнорируется. Кроме того, в рейтинге, по словам Тихомирова, не учитывается тот факт, что на краткосрочном горизонте инвестиции могут выглядеть эффективными с точки зрения использованных метрик, однако в долгосрочном плане высокозатратные вложения в «длинные» проекты способны привести к краху.

Магазин исследований Аналитика по теме "Транспорт"