В Москве до конца года ликвидируют последние 16 открытых рынков
Почему исчезают рынки
Федеральный закон, по которому сельскохозяйственные рынки под открытым небом в России должны были исчезнуть как класс, был принят еще в 2006 году, но сроки ликвидации постоянно сдвигались, и в Москве все еще работают 16 таких рынков. Через пару месяцев исчезнут и они, а на замену окончательно придут рынки в капитальных зданиях и ярмарки выходного дня — формат, который нравится московским властям, но вызывает вопросы у фермеров.
Главное отличие московских ярмарок от рынков в том, что первые работают временно — сезонно или два-три дня в неделю (ярмарки выходного дня), а вторые — постоянно. Рынки и ярмарки снабжают горожан свежей фермерской продукцией — как правило, в шаговой доступности от дома либо крупных транспортных узлов.
В конце 1990-х в Москве насчитывалось 240 рынков под открытым небом (не только сельскохозяйственных). Иногда москвичи называли рынками торговые ряды, состоящие из нескольких нестационарных продуктовых павильонов, — таких «рынков» в столице было еще несколько сотен. Но несколько лет назад московские власти взяли жесткий курс на демонтаж как полноценных рынков под открытым небом, так и отдельных нестационарных объектов (продуктовых киосков, лотков, павильонов), напоминает председатель московского отделения «Опоры России» Александр Жарков.
Параллельно федеральные власти изменили правила существования рынков: с 2012 года всем рынкам, кроме сельскохозяйственных, было запрещено оставаться под открытым небом. На сельскохозяйственные рынки требование переехать в капитальные здания или уйти должно было распространиться позже (Госдума под давлением общественных организаций неоднократно передвигала срок, в последний раз — на 1 января 2015 года), хотя региональные власти все равно постепенно сокращали их количество.
По действующему варианту закона 16 оставшихся сельскохозяйственных рынков под открытым небом со следующего года должны прекратить свою деятельность либо переехать в капитальные здания, говорит глава столичного департамента торговли и услуг Алексей Немерюк. «Но все зависит от решения Госдумы — на моей памяти этот срок переносится уже восемь лет», — добавляет он.
Рынки бывают разные
В Москве есть и другие сельхозрынки, которые изначально находились в капитальных сооружениях, — их никто трогать не будет, заверил чиновник. «Например, Даниловский рынок — красивое здание 1980 года постройки. Есть Усачевский рынок, еще более старый, есть Ленинградский рынок, есть Дорогомиловский рынок 1983 года постройки», — приводит примеры Немерюк. Всего таких рынков в Москве 22, уточнили в департаменте.
Кроме того, ряд рынков, которые до сих пор располагались в некапитальных сооружениях, уже переезжают: в том числе Домодедовский рынок (ЗАО ХК «Автобан и Ко»), Багратионовский (ЗАО «Данвита»), рынок «Кузьминки» (ООО «Афганец»), сказал он.
Власти и бизнес по-разному смотрят на полезность формата розничных рынков. На сайте департамента торговли и услуг отмечается, что пятнадцать лет назад, когда в Москве их было больше двух сотен, рынки «в основной массе представляли собой нагромождение из морских контейнеров, в которых не соблюдались элементарные санитарно-технические правила и нормы». В результате руководством города было принято решение о сокращении сети.
Те времена прошли, возражают в «Опоре России», а в 2015 году у Роспотребнадзора и других контролирующих госорганов больше претензий к торговым сетям, чем к рынкам, отмечает Жарков. «Если реально смотреть, то никаких скандалов, что они торговали некачественной продукцией, не было», — говорит он, добавляя, что сейчас предприниматели понимают свою ответственность.
Все на ярмарку
Ярмарки — хорошая альтернатива для москвичей, желающих приобретать свежие продукты, и удобны для фермеров, считает Алексей Немерюк. Они в Москве делятся на три вида: региональные, которые организуют в столице власти того или иного региона, выходного дня, которые устраивает Москва, и фестивальные, которые власти проводят во время праздников.
Работают ярмарки девять месяцев в году, с апреля по декабрь. Зимой — перерыв, потому что невозможно сохранить продукты при минусовых температурах. Региональные ярмарки проводятся периодически на 14 площадках, в этом году их состоялось уже 214 с участием фермеров из 25 регионов, в том числе Московской, Калужской, Брянской, Ивановской, Костромской, Вологодской и других областей и республик.
Для ярмарок выходного дня в Москве всего 109 площадок, которые работают с пятницы по воскресенье: на них располагается свыше 3800 мест, сообщил Немерюк. Для бизнеса это удобно, заверил он. «Оборудование, шатры, уборку, охрану и вывоз мусора город берет полностью на себя. Если предприниматель приезжает со своим оборудованием — это тоже не проблема. Главное, чтобы оно выдерживало требования, которые предъявляются к хранению продукции», — рассказывает он.
Мелким производителям невыгодно там стоять три дня, спорит исполнительный директор «Опоры России» Сергей Селиверстов, проще отдать товар перекупщикам, которые взвинчивают цены. Рынки — другое дело, говорит он: там можно держать сотрудников постоянно и платить им зарплату. «На региональные ярмарки, на неделю, фермеры еще приезжают. На ярмарки выходного дня — не уверен», — говорит он.
На ярмарках торгуют в основном перекупщики, подтверждает генеральный директор Ассоциации фермерских хозяйств Сергей Балаев, а директор совхоза имени Ленина Павел Грудинин заявлял в начале сентября, что из-за этого приходится продавать продукцию не в Москве, а в Московской области. Ярмарки выходного дня неудобны фермерам еще и потому, что «вы не сможете продавцу платить зарплату два выходных дня, а на другие дни предложить искать другую работу», соглашается Балаев с «Опорой».
Немерюк не согласен: многим фермерам, по его словам, выгоднее приезжать в выходные дни. «Они спрашивают: а кто будет в поле работать? А так они с понедельника по четверг занимаются у себя в хозяйствах, а потом спокойно приезжают торговать. Большинству предпринимателей как раз нравится в выходные дни продавать продукцию», — говорит чиновник.
Бизнес просит подумать еще раз
В прошлом году бизнесу удалось донести до власти, что в тяжелой экономической ситуации необходимо сохранить оставшиеся рынки, отмечает Селиверстов из «Опоры». Это позволило сохранить сотни рабочих мест, а кроме того, обеспечить сохранение рынков в интересах потребителей, добавляет он: из-за сноса киосков жителям порой негде купить значимые продукты — молоко, мясо, овощи и фрукты.
«Власти решили оставить киоски «Печать» и «Мороженое», небольшое количество павильонов с хлебом и цветы — остальное идет под снос с исключением из схемы размещения», — уточнил Селиверстов. По мнению общественного деятеля, это граничит с навязыванием жителям торговых сетей. «Мы хотим поговорить на эту тему в конце года снова, предложить оставить существующие рынки», — подытоживает он, высказывая сомнения в том, что ярмаркам удастся заместить их ассортимент продукции.
О других проблемах с ярмарками заявляли фермеры: Картофельный союз (объединение участников овощного и картофельного рынка) летом обращался с письмом на имя мэра Сергея Собянина с замечаниями по чересчур сложному механизму регистрации на ярмарках. «В Москве сезонная нестационарная торговля овощами предполагает слишком громоздкую процедуру согласования схем дислокации, аукционы на право торговли, а продукт — скоропортящийся. Кроме того, торговля на ярмарках в выходные дни не может заменить ежедневную: мы не можем убедить землянику подождать пять дней до следующего раза», — сетует руководитель аппарата Картофельного союза Татьяна Губина. По ее словам, организация предложила изменить процедуры, но московские власти ответили, что в городе созданы все условия для торговли разных форматов и у сельхозпроизводителей предостаточно выбора.
Заявку на участие в ярмарке можно подать во время заявочной кампании, на портале госуслуг либо в любом центре «Мои документы», пояснили в департаменте торговли. С учетом мнений фермеров летом в процедуру вносили изменения, облегчающие участие. Например, половина мест на ярмарках была зарезервирована за физическими лицами, а продолжительность торговой сессии сокращена с года до трех (теперь их в году проводится три) — это позволяет повысить ротацию участников.
Из-за активного применения аукционов за торговые места стоимость размещения для бизнеса многократно возросла, говорит Губина из Картофельного союза. Как сообщал в сентябре руководитель департамента Москвы по конкурентной политике Геннадий Дегтев, начальная стоимость мест под торговлю бахчевыми на эту осень увеличилась в среднем более чем на 390%. «Затраты ложатся на потребителя: цена тех же арбузов растет пропорционально», — утверждает Губина.