Перейти к основному контенту
Экономика ,  
0 
Эксклюзив

Секретный сбор: как Минфин подправит бюджетное правило для роста расходов

В свежих правках бюджета есть видимое противоречие с бюджетным правилом: расходы увеличиваются больше, чем разрешено законом. Чтобы нарушения не было, Минфин уже подготовил поправку об «особенности» бюджетного правила в 2018 году
Фото: Екатерина Штукина / РИА Новости
Фото: Екатерина Штукина / РИА Новости

Согласно представленному 10 мая проекту изменений в федеральный бюджет, прогноз ненефтегазовых доходов в 2018 году повышается только на 18,7 млрд руб., а общий объем расходов предлагается увеличить на 61,9 млрд руб. По Бюджетному кодексу (статья 213) так делать нельзя: при внесении изменений в бюджет текущего года расходную часть можно увеличить не более чем на сумму прироста прогнозируемого объема ненефтегазовых доходов (с поправкой на доходы от управления средствами ФНБ и увеличение поступлений от приватизации).

Минфин подготовил поправки в принятый в начале апреля в первом чтении законопроект о внесении изменений в Бюджетный кодекс, которые установят «особенность» применения бюджетного правила в 2018 году, следует из пояснительной записки к проекту поправок в бюджет 2018 года (есть у РБК). «Особенность» заключается в том, что расходы разрешается дополнительно увеличить «в пределах суммы прироста поступлений утилизационного сбора, предусмотренных в приложении № 30» к действующему закону о бюджете. Это позволяет нарастить плановые расходы еще на 41,1 млрд руб., говорится в пояснительной записке.

41 млрд руб. — это «мелочи», полагает директор Центра исследований региональных реформ РАНХиГС Александр Дерюгин. Но в целом изменения в бюджетных правилах влияют на рынок, говорит эксперт. Бюджетное правило превращается в «ориентир» и «гибкий» инструмент, где правила меняются в зависимости от возникающих условий, рассуждает ведущий эксперт Центра развития ВШЭ Сергей Пухов. «Но правило должно действовать постоянно», — подчеркивает он.

Утильсбор из секретного приложения

​Поступления утилизационного сбора, который взимается с производителей и импортеров колесных транспортных средств, дорожно-строительной, сельскохозяйственной и другой спецтехники, по определению относятся к ненефтегазовым доходам бюджета. Общая сумма поступлений утилизационного сбора в 2018 году, согласно поправкам, прогнозируется в размере 264,3 млрд руб. — на 17,4 млрд руб. больше заложенного в законе (это часть прироста ненефтегазовых доходов). Но утилизационный сбор, за счет которого планируется увеличить расходы бюджета, занесен в приложение №30, которое является секретным, как следует из закона о бюджете. В российском бюджете обычно засекречиваются расходы, и основная часть таких закрытых расходов связана с обороной (включая гособоронзаказ) и безопасностью. ​

Корректировка бюджетного правила носит «технический характер», утверждает источник в Минфине. По его словам, доходы от утилизационного сбора, разумеется, должны входить в состав ненефтегазовых, но по причине «некоторых нестыковок в нормотворчестве» определенная их часть не отнесена к ненефтегазовым. Ни о какой лазейке для обхода бюджетного правила тут речи не идет, уверяет он. На несущественном характере поправки настаивает и другой собеседник РБК, близкий к финансово-экономическому блоку. Поправки в бюджет «чисто технические», говорит он, перераспределяемые суммы ничтожно малы к общему объему расходов. Пресс-служба Минфина от комментариев отказалась.

Законопроект, в который должна быть внесена поправка об увеличении расходов бюджета за счет утильсбора, был принят Госдумой в первом чтении 3 апреля. Поправки ко второму чтению должны были поступить к 2 мая, но пока они не опубликованы.

Поступления от утилизационного сбора, записанные в секретном приложении, являются источником финансирования «отдельных субсидий юридическим лицам и отдельных межбюджетных трансфертов» регионам, следует из соответствующей статьи закона о бюджете. Поправками Минфина предлагается увеличить это финансирование в 2018 году на 24,3 млрд руб., до 263,1 млрд руб.

В целом есть «определенный запрос» на более высокие расходы, говорит главный аналитик Nordea Денис Давыдов, это связано как с новым майским указом президента, так и с необходимостью поддерживать компании из-за расширения санкций США. Отдельная «особенность» бюджетного правила на 2018 год не окажет эффекта на рынок. В целом же власти вряд ли будут смягчать бюджетное правило и продолжат пополнять резервы даже в условиях масштабных задач из нового указа, считает Давыдов. Правило могут существенно скорректировать из-за нового майского указа и поддержки компаний, попавших под новые санкции, напротив, считает Дерюгин.

Авторы
Теги
Магазин исследований Аналитика по теме "Финансы"
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.

  

Лента новостей
Курс евро на 29 марта
EUR ЦБ: 99,71 (-0,56)
Инвестиции, 28 мар, 16:51
Курс доллара на 29 марта
USD ЦБ: 92,26 (-0,33)
Инвестиции, 28 мар, 16:51
Олимпийского чемпиона задержали в Новосибирске по делу о мошенничестве Спорт, 11:31
Какие услуги банка действительно нужны предпринимателям РБК и БСПБ, 11:30
В «Крокусе» погиб полковник ГРУ Общество, 11:28
Разработчик уволился и забрал ПО с собой: как избежать такой ситуации Pro, 11:16
Во Львове сообщили о повреждении объекта критической инфраструктуры Политика, 11:09
УАЗ возобновил выпуск «экспедиционных буханок» Авто, 11:02
Mango Office выяснил, как изменятся коммуникации сотрудников в 2024 году Компании, 11:00
Тайм-менеджмент: как больше успевать
За 5 дней вы пересмотрите свой подход к планированию и научитесь разным инструментам тайм-менеджмента
Подробнее
АвтоВАЗ начал производство Lada в Азербайджане Бизнес, 11:00
Провалы в памяти: когда забывчивость становится тревожным сигналом Pro, 10:57
ЦБ продлил ограничения на перевод средств за границу Финансы, 10:53
Простор и логика: какая квартира подойдет большой семье 10:50
Над Белгородской областью сбили дрон Политика, 10:49
Первый квартал стал рекордным для индекса S&P 500 за 5 лет Инвестиции, 10:43
С памятного мемориала у «Крокуса» начали убирать свечи Общество, 10:43