Топливные субсидии азиатских стран толкают цены на нефть вверх
Однако большинство экспертов отмечают, что это субсидирование лишь стимулирует дальнейший рост спроса на черное золото, что в свою очередь способствует стойкой повышательной тенденции на мировом нефтяном рынке.
Причем монетарные власти азиатских стран не смущает даже тот факт, что эти субсидии больно ударяют по бюджету, особенно по мере того как нефть вплотную приближается к отметке 130 долл./барр. В принципе, такое поведение вполне объяснимо: основная цель большинства государств Азии – снизить уровень инфляции во что бы то ни стало, и субсидирование кажется им идеальным решением нынешней проблемы.
Тем более нельзя забывать про тот факт, что экономики большинства стран этого региона развиваются сейчас очень быстрыми темпами, и по большему счету нагрузка на бюджет от субсидирования практически не ощущается, уверяют участники рынка. "Экономики большинства стран Азии находятся в хорошем состоянии. И на данный момент они могут себе позволить контролировать цены на топливо на государственном уровне", - отмечает ведущий экономист FACTS Global Energy Group Джефф Браун.
Тем временем на фоне резкого роста цен спрос на нефть начал снижаться – везде, кроме азиатских стран. Так, Международное энергетическое агентство (МЭА) уже понизило прогноз по потреблению нефти в мире в 2008г. в связи с возможным замедлением темпов роста мировой экономики и высокими ценами. Собственный прогноз потребления нефти на текущий год эксперты МЭА понизили еще на 400 тыс. барр./день - с 87,2 млн до 86,8 млн барр./день. Показатель был снижен также под влиянием прогнозируемого снижения роста развитых экономик (таких как США) в 2008г.
Однако при этом большинство участников рынка уверяют, что в странах Ближнего Востока и Латинской Америке, а также в Китае и Индии спрос на нефть снижаться не будет, во многом благодаря топливным субсидиям. А Дж.Браун вообще уверяет, что рост цен на черное золото примерно на 20% объясняется как раз искусственным занижением цен в этих государствах.
Конечно, нельзя отрицать, что у правительств некоторых азиатских стран возникали мысли отменить субсидирование топливной индустрии. Но если это еще казалось возможным, когда баррель нефти стоил около 90 долл., те сейчас, когда нефть вплотную приблизилась к отметке 130 долл., об отмене субсидий никто даже не заговаривает, особенно с оглядкой на инфляцию, которая продолжает бить рекорды. Например, в КНР она находится на 12-летнем максимуме, и снижения этого показателя пока ждать не стоит. Тем более аналитики отмечают, что экономические показатели в большинстве азиатских стран довольно стабильные, и бюджет может "переваривать" эту дополнительную нагрузку еще на протяжении довольно долгого времени.