Госдума приняла во втором чтении законопроекты о реформе электроэнергетики
В соответствии с документом, организация по управлению единой национальной электрической сетью является открытым акционерным обществом. Доля участия России в уставном капитале организации по управлению этой сетью в период реформирования РАО "ЕЭС России" не может составлять менее 52%. По завершении реформирования доля РФ должна быть увеличена до 75% плюс одна голосующая акция в уставном капитале организации по управлению единой национальной электрической сетью.
Законодательство России об электроэнергетике состоит из Конституции РФ, Гражданского кодекса РФ, данного федерального закона и иных ФЗ, регулирующих отношения в сфере электроэнергетики, а также указов президента РФ и постановлений правительства РФ. Государственное регулирование цен осуществляют федеральный орган исполнительной власти по регулированию естественных монополий и власти субъектов РФ в пределах полномочий, отнесенных к их компетенции.
Срок вступления в силу правил оптового рынка (дата окончания переходного периода реформирования электроэнергетики) не может составлять менее 90 дней со дня утверждения их правительством.
Сегодня же Госдума приняла во втором чтении законопроект "Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ и признании утратившими силу некоторых законодательных актов РФ в связи с принятием федерального закона "Об электроэнергетике". Законопроект расширяет полномочия правительства РФ в части регулирования в электроэнергетике на переходный период. Так, правительству дается право определять дату перехода к рыночному ценообразованию своим постановлением на основе анализа готовности российской энергетики, отдельных регионов к переходу к свободному рынку. Кроме того, правительство до даты окончания переходного периода имеет право устанавливать предельные объемы электроэнергии, продажа которой разрешается по нерегулируемым ценам каждому субъекту оптового рынка - поставщику электроэнергии. Правила оптового рынка электроэнергии вступают в силу не ранее 1 июля 2005г.
В процессе преобразования РАО "ЕЭС России" не допускается снижение доли участия РФ (в случае если она составляет свыше 50%) в уставном капитале акционерных обществ, которые владеют гидроэлектростанциями, введенными в эксплуатацию на момент вступления в силу закона, организаций, по отношению к которым указанные акционерные общества являются дочерними. Предусматривается, что формирование генерирующих компаний на базе электростанций должно осуществляться таким образом, чтобы они не могли одновременно владеть 35% и более установленной генерирующей мощности в пределах ценовой зоны оптового рынка.
Нижняя палата российского парламента приняла и законопроект, вносящий поправки в закон "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в РФ". В соответствии с принятым проектом, госрегулирование тарифов на электро- и теплоэнергию (мощность) осуществляется посредством установления экономически обоснованных тарифов на энергию или их предельных уровней. Срок действия установленных тарифов не может быть менее одного года. Предельные уровни тарифов на электроэнергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям включая тарифы для населения, устанавливаются правительством РФ с выделением предельных уровней для населения ежегодно - до принятия Госдумой в первом чтении закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год. Изменения указанных тарифов в течение года без одновременного внесения правительством РФ на рассмотрение Госдумы законопроекта, вносящего поправки в федеральный бюджет на текущий финансовый год, не допускается. Правительство РФ или федеральный орган исполнительной власти по регулированию естественных монополий утверждает нормативно-методическую основу деятельности органов исполнительной власти по госрегулированию тарифов.
Также во втором чтении были приняты поправки в часть вторую Гражданского кодекса, регламентирующие отношения, возникающие между энергоснабжающей организацией и потребителем. Законопроект входит в пакет документов, направленных на реформирование электроэнергетики. В соответствии с поправками к Гражданскому кодексу, прекращение или ограничение подачи энергии без согласования с абонентом-юридическим лицом с соответствующим его предупреждением допускается в установленном законом или иными правовыми актами порядке в случае нарушения абонентом обязательств по оплате энергии.
Депутаты приняли во втором чтении и пятый из шести законопроектов по реформе РАО "ЕЭС России" - проект, вносящий поправки в закон "О естественных монополиях". В соответствии с документом, субъекты естественных монополий обязаны предоставлять доступ на товарные рынки или производить товары и услуги, в отношении которых применяется регулирование в соответствии с данным законом, на недискриминационных условиях согласно требованиям антимонопольного законодательства.
Наконец, был принят и шестой, последний законопроект из "энергетического пакета". Проект вносит поправки в закон "Об энергосбережении" и предусматривает перераспределение полномочий между субъектами РФ и правительством РФ. В соответствии с законопроектов, органы исполнительной власти субъектов РФ при определении тарифов на электро- и теплоэнергию должны учитывать экономически обоснованные затраты потребителей электро- и теплоэнергии на энергосбережение. Консолидация указанных средств и их использование потребителями в целях финансирования энергосберегающих проектов осуществляются в порядке, определяемом правительством РФ.
Стоит отметить, что Госдума принимала во втором чтении законопроекты по реформе электроэнергетике практически подавляющим большинством голосов. Так, за принятие основного законопроекта из пакета - "Об электроэнергетике" - проголосовали 260 депутатов, против были 159, воздержался один.