Силуанов предупредил о новой пенсионной реформе из-за проблем в экономике
«Действующий бюджет формировался в условиях, которые отличаются от сегодняшних, и правительство уже предприняло первые меры, чтобы привести его в соответствие с экономическими реалиями, – говорит Силуанов. – Мы не можем себе позволить расходы, рассчитанные при цене в $100 за баррель. Поэтому мы сократили объем доводимых бюджетных обязательств до министерств и ведомств на 10%. Это означает, что они должны сократить траты на эту величину, определив приоритетные статьи расходов. За счет этой меры сохраняется порядка 1 трлн руб.».
Но, по его словам, от снижения нефтегазовых доходов бюджет недополучает более 3 трлн руб. «Что делать в этой ситуации? Понятно, что в этом году мы не можем допустить резкого сокращения бюджетных расходов. Для этого по крайней мере нужно провести подготовительную работу. Но от целого ряда расходов мы можем либо вообще отказаться, либо принять решение об их переносе на более долгие сроки. Такая задача стоит: при падении экономики на величину порядка 4%, расходы бюджета растут на 11,7% в номинальном выражении, мы же можем себе позволить прирост не более 5%. Президент вообще поставил задачу сократить расходы на 5% в реальном выражении. Вот этим надо заниматься», – считает министр.
Пока этого не сделано, можно позволить себе увеличить бюджетный дефицит: «Я допускаю, что в этом году дефицит бюджета будет выше запланированного, скорее всего, не более 3%», – полагает Силуанов.
За 2015 год, помимо 10-процентного сокращения нужно дополнительно оценить обоснованность расходов по целому ряду позиций, с тем чтобы выявить траты, которые можно перенести на более поздние сроки. «План-максимум – уже в 2016 году осуществить целый ряд структурных реформ, обратив внимание на военные расходы и трансферт во внебюджетные фонды, прежде всего в Пенсионный фонд. Часть социальных расходов и расходов на силовой блок можно перераспределить на статьи, которые дают эффект для экономики и для наращивания человеческого капитала (образование и здравоохранение)», – рассуждает министр.
Для этого в 2015 году нужно принять решения по пенсионной реформе, по предоставлению социальных услуг, перейдя на заявительный принцип предоставления последних. «Плюс решить, что мы не должны гнаться за индексацией всех зарплат на уровень инфляции, чтобы не попасть в ловушку. Иначе Резервный фонд можно будет проесть за полтора-два года», – предупреждает Силуанов.
«Кроме того наша задача – снизить стоимость заемных ресурсов для бизнеса. Для этого, собственно, и нужны структурные реформы. Мы и раньше говорили об их необходимости, но сейчас ситуация такова, что мы не можем отложить их на потом», – категоричен глава Минфина.
В 2013 году власти начали новый этап пенсионной реформы в России, направленный на оптимизацию расходов пенсионной системы. Поправки вступили в действие с 1 января 2015 года. Основное нововведение — пенсионная формула но основе балльной системы с учетом возраста выхода на пенсию и трудового стажа. Частью формулы также стал коэффициент, который ежегодно может пересматриваться правительством.
Такие изменения критиковали многие ведущие экономисты, в том числе глава Экономической экспертной группы Евсей Гурвич и экс-министр финансов, председатель Комитета Гражданских инициатив Алексей Кудрин. По его мнению, в частности, новая пенсионная реформа подводит к тому, что все накопленные гражданами коэффициенты будут зависеть лишь от текущих доходов бюджета и, соответственно, трансфертов в Пенсионный фонд.
Параллельно власти ограничили в процентах накопительную часть пенсии граждан моложе 1967 года рождения, а затем и вовсе ввели пенсионный мораторий, подразумевающий перевод средств из накопительной части 2014 года в распределительную систему. В прошлом году правительство продлило мораторий и на 2015 год.
Кудрин последовательно выступает за повышение пенсионного возраста, указывая, что только эта мера вкупе с некоторыми другими может сбалансировать систему, но и премьер-министр, и президент также последовательно выступают против. Впрочем, новую формулу, которая включает финансовое стимулирование к более позднему выходу граждан на пенсию, уже называют скрытым повышением пенсионного возраста.