S&P: Структурные реформы в РФ невозможны до следующих выборов
По его словам, реформы вряд ли наберут темп и скорее затормозятся в своем развитии. Он отметил, что частные реформы еще могут проводиться, однако масштабного броска, который бы обеспечил кредитоспособность в среднем секторе экономике и улучшил инвестиционный климат, не предвидится.
А.Новиков напомнил, что S&P, устанавливая кредитный рейтинг, определяет вероятность дефолта по обязательствам заемщика примерно на 5 лет вперед. Это касается и обязательств российского правительства (ВВВ-/стабильный/А-3 по обязательствам в иностранной валюте и ВВВ/стабильный/А-3 по обязательствам в национальной валюте). По мнению эксперта, в настоящее время долговой фактор для России уже не играет серьезной роли. Он отметил, что даже до погашения долга перед Парижским клубом кредиторов долговая нагрузка РФ была низкой, она была меньше трети от объема ВВП. По словам А.Новикова, сейчас долговую нагрузку можно назвать приемлемой.
Кроме того, у российского правительства имеется серьезный запас ликвидности. Однако, подчеркнул А.Новиков, "прекрасная ликвидность" сочетается с оказанием мощного давления на правительство с целью увеличения государственных расходов как за счет бюджета, так и за счет Стабилизационного фонда. Эксперт отметил, что инвестирование средств Стабфонда в различные проекты может привести к инфляционному давлению на экономику, поскольку не все проекты эффективны. Напомним, согласно последним опросам ВЦИОМ 88% россиян не понимают смысл существования Стабфонда и хотели бы, чтобы деньги, которые идут на ликвидацию задолженности России перед МВФ и Парижским клубом, шли на ликвидацию социальных нужд, на развитие промышленности, сельского хозяйства и науки. Если эти деньги все-таки дойдут до населения, а такие проекты у чиновников правительства РФ есть, это может грозить сильнейшим витком инфляции.
Ход реализации долгосрочной программы реформы правительства вызывает разочарование у МВФ, несмотря на то, что эксперты миссии Международного валютного фонда (МВФ) по России отмечают ее продуманность. Ослабление структурных реформ несет в себе угрозу потенциалу роста России и ее макроэкономической стабильности, считают эксперты.
За исключением банковского сектора, считают в миссии МВФ, большая часть реформ, объявленных приоритетными, отстает от графика, а некоторые и вообще приостановлены из-за возрастающего политического и социального давления со стороны населения. Последовательное повышение зарплат и пенсий, между тем, возможно только путем проведения политики, направленной на ускорение экономического роста в среднесрочной перспективе.