Дума одобрила пенсионную реформу, предложенную Путиным

Размер базовой пенсии предполагается индексировать ежегодно с учетом инфляции. Коэффициент индексации определяется правительством РФ, исходя из роста цен, предусмотренных законом о федеральном бюджете на соответствующий год. Размер страховой пенсии индексируется 1 раз в год - 1 февраля - с учетом роста среднемесячной зарплаты в РФ за предшествующий год. Размер накопительной части пенсии определяется на 12 месяцев и в течение этого периода не пересчитывается.
Право на пенсию по старости имеют мужчины, достигшие 60 лет, и женщины, достигшие 55 лет. Пенсия назначается при наличии не менее 5 лет трудового стажа (уплаты взносов). Наравне с периодами трудовой деятельности в страховой стаж засчитываются периоды прохождения военной службы, получения пособия по безработице, нахождения в оплачиваемом отпуске по уходу за ребенком. Предусматривается сохранение права на назначение пенсии по старости до достижения установленного пенсионного возраста для лиц, имеющих не менее половины требуемого специального трудового стажа (работа в особых условиях, на Крайнем Cевере, выслуга и проч.).
По расчетам правительства РФ, суммарные расходы на реализацию данного законопроекта в 2002 году составят 566 миллиардов рублей. За этот законопроект высказались 255 парламентариев, против - 129, воздержались 6 депутатов. Одобрив президентский проект закона, Госдума отклонила альтернативный вариант законопроекта "О трудовых пенсиях в РФ", внесенный депутатом Борисом Немцовым (СПС). В поддержку этого законопроекта высказались лишь 153 депутата.
Также Госдума приняла сегодня в первом чтении внесенный президентом РФ законопроект "О государственном пенсионном обеспечении в РФ" - первый в пакете законов по пенсионной реформе. Законопроект направлен на кодификацию действующего законодательства и сводит в один нормативный акт нормы о пенсионном обеспечении, в настоящее время содержащиеся в различных нормативных документах: законах "О госпенсиях в РФ", "О соцзащите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС", "О госгарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях", а также указах президента РФ, регулирующих установление доплаты к пенсиям госслужащих.
Законопроект предусматривает социальные пенсии, которые назначаются в процентном отношении к базовой части трудовой пенсии по старости в случае отсутствия права на трудовую пенсию по обязательному пенсионному страхованию (инвалидам, детям в возрасте до 18 лет, потерявшим родителей, гражданам из числа малочисленных народов Севера, достигшим возраста 55 и 50 лет - мужчинам и женщинам соответственно, и гражданам, достигшим возраста 65 и 60 лет - мужчинам и женщинам соответственно).
Военнослужащим, проходившим службу по призыву, может назначаться пенсия по инвалидности вследствие военной травмы или заболевания, полученного в период службы. Эти пенсии назначаются в фиксированном размере. В законопроекте предусмотрена пенсия по старости на 5-10 лет раньше возраста, дающего право на трудовую пенсию, и по инвалидности лицам, пострадавшим в результате аварии на ЧАЭС. Размер этих пенсий устанавливается в кратном отношении к базовой части трудовой пенсии. Для госслужащих вместо доплаты к госпенсиям назначается пенсия за выслугу лет. Законопроект предусматривает порядок индексации указанных видов пенсий. Документ в основном сохраняет условия и нормы пенсионного обеспечения, установленного в действующем законодательстве России.
Расходы на реализацию законопроекта составят в 2002 году 38,5 миллиардов рублей, в 2003 году - 41 миллиард рублей, в 2004 году - 44,8 миллиардов рублей. За законопроект проголосовали 255 депутатов, против -147, воздержались - 7.
Наконец, сегодня же Госдума приняла в первом чтении законопроект "Об обязательном пенсионном страховании в РФ". Законопроектом устанавливаются организационные правовые и финансовые основы обязательного пенсионного страxования в РФ. Законопроектом устанавливается круг страхователей, застрахованных лиц, а также определяются виды страхового обеспечения в системе обязательного пенсионного страхования. Законопроектом определяется страховщик в этой сфере - Пенсионный фонд РФ. Документом также определяется порядок формирования и расходования средств страхования, включая вопросы финансирования, выплаты базовой, страxовой и накопительной частей трудовой пенсии, а также вопросы установления фиксированных платежей для лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой.
Законопроект регулирует порядок и сроки уплаты страховых взносов. Кроме того, регламентируется порядок регистрации страхователей в органах Пенсионного фонда, ответственность за уклонение от регистрации в качестве страхователей, а также вопросы представления страхователями отчетности с учетом налогового кодекса. Для обеспечения финансовой устойчивости системы обязательного пенсионного страхования предусматривается, что за счет части платежей в Пенсионный фонд создается неперсонифицированный резерв, который должен обеспечить безусловное выполнение обязательств перед застрахованными лицами.
За законопроект проголосовали 248 депутатов, против - 83, воздержались трое. Вместе с тем депутаты в ходе рейтингового голосования не поддержали альтернативный законопроект, внесенный Борисом Немцовым. За него проголосовал 151 депутат.