А.Илларионов не доволен проектом бюджета-2003
Еще одним аргументом в пользу более активного использования этих средств А.Илларионов считает снижение цены заимствования по таким кредитам, которые для России сейчас составляют 7-10% при обычной практике в 24%. "Когда индекс условий торговли упадет, таких возможностей уже не будет", - сказал он. В целом, согласно экономической теории, напомнил А.Илларионов, крупные платежи по внешнему долгу являются эффективным инструментом стимулирования экономического роста "и ситуация 2001 года является подтверждением этого". "Ограничивая платежи и в текущем, и будущем году, мы ограничиваем себя в росте ВВП", - отметил советник президента.
Кроме того, А.Илларионов назвал "весьма тревожной" тенденцию роста непроцентных расходов, отраженную в проекте бюджета на будущий год. Так, в 2001 году расходы составляли 32,2% ВВП, в 2002 году - 35,6%, а в 2003 году предполагаются на уровне 35,8%. "В силу зависимости роста госрасходов и ВВП такое положение вещей грозит снижением ВВП на 3,6%", - считает А.Илларионов. Согласно международной практике, для стран с аналогичным российскому уровнем экономического развития критический уровень госрасходов, за которым следует падение ВВП, равняется 30%. Таким образом, Россия сегодня "обречена на отрицательную траекторию экономического роста". Подтверждением этому, по словам А.Илларионова, служит тот факт, что ВВП в течение двух последних кварталов не растет. Согласно данным Госкомстата, с учетом процедуры "изъятия сезонного выравнивания" снижение ВВП за 2001 года составило 0,5%.
А.Илларионов также считает опасной тенденцию возврата капиталов в страну. "При повышении валютного курса изменение баланса капитала вызывает серьезную озабоченность, поскольку без введения специальных механизмов по стабилизации основных фондов вместо роста может привести к спаду в экономике", - сказал советник президента РФ.
В целом же, заявил А.Илларионов, модель, на которой основывается среднесрочный прогноз экономического развития России, не отвечает особенностям национальной экономики. В беседе с журналистами после рассмотрения этого вопроса на заседании правительства РФ он отметил, что используемая в этих документах модель "исторически разрабатывалась на примере США и совсем не применима к нашей стране в силу структурных особенностей национальной экономики". По словам А.Илларионова, подобная модель использовалась при прогнозе на 1999 год, когда при предполагаемых 8% снижения экономического роста фактически он вырос на 5%.
Говоря о ключевых параметрах проекта федерального бюджета на будущий год и о предполагаемых мерах правительства, он заявил: "Все, что предполагается осуществить, приведет к снижению темпов экономического роста". По словам А.Илларионова, основные экономические факторы, в том числе социальные обязательства и тарифы, которые растут быстрее потребительских цен, а также зафиксированные экспортно-импортные пошлины, противоположны экономическому росту. По его мнению, сегодня российская экономика находится в стадии стагнации или рецессии, которые значительно опаснее спада, так как любой спад, как и кризис 1998 года, "мобилизует внутренние резервы экономики и политическую волю принимаемых решений".