Новому заводу "Роснефти" может не хватить сырья
НК "Роснефть" ожидает в начале лета 2009г. завершения технико-экономического обоснования (ТЭО) проекта строительства в Приморье нефтеперерабатывающего предприятия. После получения ТЭО "Роснефть" начнет комплексную работу по определению стоимости проекта, сроков и других параметров, включая профиль предприятия, отметили в компании. В частности будет решено, строить нефтеперерабатывающий завод (НПЗ) или нефтехимический комплекс.
Предприятие должно появиться в рамках строительства трубопровода Восточная Сибирь - Тихий океан (ВСТО), который призван обеспечить российской нефтью азиатских потребителей. По словам губернатора Приморского края Сергея Дарькина, по мощности новый комбинат превзойдет все действующие в России предприятия аналогичного профиля: он сможет перерабатывать до 20 млн тонн нефти в год. По словам губернатора, стоимость проекта может составить 14 млрд долл. "Комбинатов, подобных этому, Россия не строила уже 40 лет. Это очень важный проект не только для "Роснефти", но и для всего Дальнего Востока", - добавил С.Дарькин.
НК "Роснефть" рассматривает возможность строительства НПЗ на конце нефтепровода ВСТО с 2006г. Точное месторасположение пока не определено. Ранее предполагалось, что завод будет построен в районе мыса Елизарова, в 3-4 км от будущего порта отгрузки в бухте Козьмино. Сейчас как наиболее вероятная рассматривается площадка на берегу Японского моря в 15 км от Находки в сторону Владивостока. В середине февраля 2008г. "Роснефть" завершила подготовку обоснования инвестиций в НПЗ и намеревалась завершить ТЭО в 2008г., но пока оно не закончено. Возможные затраты на строительство НПЗ ранее оценивались в 5-7 млрд долл. Однако в марте 2008г. глава "Роснефти" Сергей Богданчиков сообщил, что компания рассматривает возможность строительства на Дальнем Востоке нефтехимического завода, а не нефтеперерабатывающего, как планировалось первоначально. В 2008г. "Роснефть" также обсуждала с правительством РФ возможность изменения налогового режима для реализации проекта, в том числе предоставления льгот.
Реализация столь масштабного проекта должна существенно увеличить долговую нагрузку "Роснефти", которая по состоянию на конец 2008г. превышала 21 млрд долл. Привлечение средств в условиях кризиса может стать сложной задачей даже для такого надежного заемщика, а высокие процентные ставки должны сказаться на общей рентабельности проекта. Не в пользу строительства комбината и падение спроса на нефть и нефтепродукты, и нельзя исключать того, что в течение трех лет он может и не восстановиться. Наконец, существует вероятность недостаточного обеспечения сырьем, поскольку ВСТО, который и должен стать поставщиком нефти для предприятия, на проектную мощность в 80 млн т выйдет только к 2025г.
К потенциальным выгодам следует отнести возможность экспорта нефтепродуктов, что более рентабельно, в том числе и за счет более низких экспортных пошлин. С 1 июня 2009г. пошлина на светлые нефтепродукты вырастет до 112,5-115 долл./т, на темные - до 60,5-62 долл./т, в то время как экспортная пошлина на нефть повысится до 149-152 долл./т. Учитывая большое количество связанных с проектом рисков, реакция инвесторов на начало его реализации не будет однозначной.
Как отметил начальник аналитического управления ООО "Атон" Вячеслав Буньков, история показывает, что осуществление масштабных проектов в период кризиса иногда является крайне эффективным. Ведь на строительство уходит несколько лет, и часто дата завершения проекта приходится на период, когда кризис остается далеко позади. С денежными средствами, по мнению эксперта, у компании проблем возникнуть не должно. Буквально на днях появилась информация, что кредит размером 15 млрд долл. от Банка развития Китая был получен на сравнительно выгодных для нефтяной компании условиях. Выплаты основной части долга начнутся только с 2014г., до этого момента "Роснефть" будет уплачивать только проценты. Средства в столь значительном объеме в совокупности с благоприятными условиями кредита позволят компании не сокращать инвестиционную программу даже в кризисный период. Кроме того, проект имеет важное стратегическое значение. Без нефтехимического комбината "Роснефти" придется продавать нефть из ВСТО и попросту терять маржу, подытожил В.Буньков.
Главный аналитик ИК "Велес Капитал" Дмитрий Лютягин полагает, что именно период кризиса и позволяет компании сделать задел на будущее, чтобы по мере выхода экономики из рецессии у НК были возможности для завоевания большей доли рынка. Единственное, что смущает эксперта в проекте, - это цена и объем производства. В данном регионе сосредоточено значительное число НПЗ (Япония и Китай), поэтому на экспорте с существующими пошлинами будет трудно конкурировать. Цена строительства, по оценкам Д.Лютягина, несколько завышена, поскольку получается, что инвестиции на тонну выработки составят 700 долл. при текущих средних показателях 300-450 долл. Если ценой объясняется высокая технологичность будущего завода и производимой на нем продукции, то встает вопрос о возможностях сбыта продукции.
.
Деньги на будущий завод, по всей видимости, будут привлекаться с денежного рынка на долгосрочной основе и в несколько этапов по мере необходимости, считает эксперт. Что касается обеспеченности сырьем, то она не вызывала бы сомнений, если бы все программы по геологоразведке новых перспективных залежей в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке исполнялись, но этого пока не происходит. Существующих осваиваемых месторождений, по мнению Д.Лютягина, не хватит на заполнение всех мощностей завода из-за необходимости поставок в Китай и на другие НПЗ Дальнего Востока.
НК "Роснефть" - лидер российской нефтяной отрасли и одна из крупнейших публичных нефтегазовых компаний мира. Основными видами деятельности компании являются разведка и добыча нефти и газа, выпуск нефтепродуктов и продукции нефтехимии. География деятельности НК "Роснефть" в секторе разведки и добычи охватывает Западную Сибирь, Южную и Центральную Россию, Тимано-Печору, Восточную Сибирь и Дальний Восток. Компания также реализует проекты в Казахстане, Алжире и Туркменистане. "Роснефти" принадлежит семь крупных НПЗ, а сбытовая сеть компании охватывает 36 регионов страны.
Quote.ru