Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Китай освободил имеющих американское гражданство детей беглого банкира Общество, 05:08 Инфекционист спрогнозировал сроки окончания пандемии COVID-19 Общество, 04:34 Пять шагов для организации рабочей поездки РБК и Ozon Travel, 04:23 Захватившие президента Гвинеи мятежники приняли хартию переходного этапа Политика, 04:15 Власти Британии мобилизовали военных на фоне топливного кризиса Политика, 04:10 Минтруд расширит перечень профессий для упрощенного получения гражданства Общество, 03:57 Постпред КНДР пообещал никогда не нарушать безопасность США и Южной Кореи Политика, 03:35 В Минздраве рассказали о влиянии COVID-19 на ЭКО Общество, 03:16 СМИ узнали о решении Болгарии отказаться от обслуживания МиГ-29 в России Политика, 02:58 Зеленский предложил руководству Facebook открыть офис компании на Украине Политика, 02:53 Как провести сутки без смартфона. Тест РБК и Tele2, 02:40 При пожаре в многоквартирном доме в Самарской области погибли три ребенка Общество, 02:28 Аналитики оценили долю россиян с платными подписками на онлайн-кинотеатры Технологии и медиа, 02:19 Сеул заявил о запуске минимум одной ракеты со стороны КНДР Политика, 02:16
Падение экономики ,  
0 

В бюджете 2016-2018 обнаружилась дыра в 1,5 трлн рублей

Нужно менять бюджетное правило, иначе за три года будет потрачен весь Резервный фонд и все равно на госрасходы не будет хватать еще 1,5 трлн руб., оценил Минфин
Фото: Екатерина Кузьмина / РБК
Фото: Екатерина Кузьмина / РБК

На все не хватит

Минфин начал работу над бюджетом 2016 года и плановый период 2017–2018 годов, сообщила в понедельник первый замминистра финансов Татьяна Нестеренко. По ее словам, «уже есть четыре варианта, нужно делать новое бюджетное правило. По действующему бюджетному правилу мы не вписываемся» (цитата по ТАСС).

Согласно бюджетному правилу, дополнительные нефтегазовые доходы бюджета, которые формируются в случае превышения фактической цены на нефть над прогнозной, перечисляются в Резервный фонд. Если цена на нефть снижается, негибкая расчетная цена, напротив, позволяет использовать средства Резервного фонда на текущие расходы бюджета.

Как пояснила Нестеренко, если применить действующее бюджетное правило к бюджету на следующую трехлетку, «дефицит Резервного фонда [составляет] почти 1,5 трлн руб., потому что базовая цена в следующем году выше прогнозной». «Получается, что мы бюджет должны посчитать из несуществующей цены», — отметила замминистра.

Расчеты были проведены исходя из максимального объема расходов, которые возможны в рамках бюджетного правила и при дефиците бюджета в 1% ВВП, сказал РБК замминистра финансов Максим Орешкин. Он не исключил, что нехватка резервов может даже превысить 1,5 трлн. «В лоб бюджетное правило взять не получится. Резервов не накопили столько, сколько должны были накопить», — указывает чиновник.

Проблема не встала бы так остро, если бы в последние годы бюджет не верстался исходя из макроэкономических прогнозов, которые по факту оказывались завышены, объясняет источник в финансово-экономическом блоке правительства. «Вместо тех накоплений, которые должны были быть по бюджетному правилу, у нас в результате каждый год получалась гораздо меньшая сумма», — жалуется он.

Неудобное правило

Бюджетное правило уже давно не дает покоя финансово-экономическому блоку правительства. Традиционно за его смягчение выступало Минэкономразвития, против был как раз Минфин. Так, весной прошлого года Минэкономразвития предлагало скорректировать правило, увеличив бюджетный дефицит с 1 до 2%.

В ответ Минфин, напротив, предложил правило ужесточить и снизить предельный уровень расходов в формуле расчета (считается как сумма доходов, исходя из средней цены на нефть за последние несколько лет, и 1% ВВП, последнюю величину Минфин предлагал уменьшить), а также направлять в нефтегазовые доходы дивиденды и налог на прибыль нефтегазовых компаний.

Точку в дискуссии поставил в апреле прошлого года Владимир Путин. «С учетом рисков в мировой экономике, не только в нашей, я бы все-таки пока не спешил с изменением бюджетного правила. Но это решение, которое находится в компетенции правительства», — сказал он после прямой линии в прошлом году.

Но уже в августе прошлого года Минэкономразвития снова подняло вопрос об изменении правила. Теперь в числе аргументов приводилось также «обострение геополитической обстановки». «С введением ответных санкций по ограничению импорта мы получили уникальную возможность развивать важнейшие отрасли…, — написал в статье для «Ведомостей» глава министерства Алексей Улюкаев. — Эти обстоятельства вновь поднимают вопрос о том, так ли правы мы в своем стремлении сохранить бюджетное правило».

В январе 2015 года глава Минфина Антон Силуанов на Гайдаровском форуме в Москве заявил, что бюджет на 2016 год должен быть сформирован по более жесткому бюджетному правилу и задача правительства — иметь сбалансированный бюджет к 2017 году при цене на нефть $70 за баррель. «Поскольку все сходятся в мысли, что цены на нефть, скорее всего, резко повышаться не будут…, то нам как можно скорее нужно привести наши расходы в соответствие с новыми экономическими реалиями», — сказал Силуанов.

«Корректировку действующих правил Минэкономразвития в настоящее время не проводило. В рамках прогноза для бюджета учитывались существующие бюджетные правила», — ответила помощник министра экономики Елена Лашкина на запрос РБК.

Нефть поможет

Если секторальные санкции против российской экономики в обозримом будущем сохранятся, цена на нефть в 2016–2018 годах останется на уровне $50 за баррель и расходы бюджета будут сокращаться на 5% в год в соответствии с президентским посланием Федеральному собранию, в 2017 году бюджетное правило будет нарушено — расходы окажутся ниже размера доходов плюс 1% прогнозного ВВП, пишет в докладе «Бюджетное правило и проблемы сбалансированности федерального бюджета в среднесрочной перспективе» ведущий научный сотрудник Центра развития ВШЭ Андрей Чернявский.

При таком сценарии Резервный фонд закончится уже в 2016 году, а ФНБ — в 2017-м. Но даже при опустевших резервах России придется искать еще 730 млрд руб., чтобы закрыть дефицит бюджета 2017 года, предупреждает экономист.

Чтобы закончить 2018 год с нераспечатанным ФНБ, нефть должна ежегодно стоить на $10 дороже, чем по проекту нового макропрогноза Минэкономразвития, указывает Чернявский. При ценах в 2016–2018 годах на уровнях $70–80 в Резервном фонде к концу 2018 года останется менее 200 млрд руб., оценивает экономист.

Магазин исследований Аналитика по теме "Финансы"