Лента новостей
Пять человек пострадали после столкновения катера с баржей на Алтае Общество, 13:21 Умер сыгравший в «Спортлото-82» актер Кмит Общество, 13:15 Очевидные и невероятные последствия малоподвижного образа жизни РБК и Philips, 13:07 Индия запустила ракету с первым индийским луноходом Общество, 12:58 Ключевые события продуктового ретейла. Дайджест новостей Pro, 12:51 Путин принес соболезнования супруге гендиректора МАГАТЭ Общество, 12:48 В Краснодаре за день выпала месячная норма осадков Общество, 12:44 Итоги парламентских выборов на Украине. Главное Политика, 12:41 В Госдуму внесли законопроект об общероссийской минуте молчания 22 июня Общество, 12:40 Рекордсмен «китайского NASDAQ» подорожал на 400% в первый день торгов Quote, 12:34 Анкара пообещала ответить на санкции США за покупку С-400 Политика, 12:33 Партия Зеленского упрочила лидерство на выборах в Раду Политика, 12:22 Вывод $85 млн с BitMEX и иск к ConsenSys: главное из мира криптовалют Крипто, 12:20 Основатель Impossible Foods Пэт Браун — о перспективах замены мяса Зеленая экономика, 12:10 
Экономика ,  
0 
Правительство выставило условия для снижения страховых взносов до 14%
Депутаты предложили снизить страховые взносы для малого и среднего бизнеса до 14%. Это возможно, но нужно найти источник замещения выпадающих доходов, говорят в правительстве. Например, повысить пенсионный возраст
Фото: ТАСС

Либерализация от депутатов

Комитет Госдумы по экономической политике предложил снизить страховые взносы для малого и среднего бизнеса до 14% (предложения опубликованы в электронной базе законопроектов Госдумы). Сейчас для основной категории бизнеса они составляют 30%. Для малого и среднего бизнеса, работающих в производственной и социальной сферах, установлен льготный тариф в 20% до 2018 года включительно.

Депутаты предлагают снизить взносы с 1 июня 2015 года бессрочно для малого и среднего бизнеса, работающих в производственной сфере. До 1 января 2019 года — для малого бизнеса, применяющего специальные налоговые режимы. Это часть поправок, которые были направлены в антикризисную комиссию правительства, они могут лечь в основу корректировки федерального бюджета на 2015–2017 годы.

«Мы предлагаем вернуть распределение страховых взносов по долям между фондами, как это существовало до 2011 года», — сказал РБК глава комитета по экономполитике Игорь Руденский. До 2011 года ставка в 14% действовала для юрлиц и индивидуальных предпринимателей, имеющих статус резидента технико-внедренческих особых экономических зон, для предпринимателей, применяющих спецналоговые режимы, плательщиков страховых взносов, которые работают с инвалидами, в отношении выплат этим лицам. Все взносы шли в Пенсионный фонд.

Руденский сказал, что предложение не обсуждалось с правительством. Расчетов, сколько предпринимателей смогут воспользоваться пониженной ставкой, нет.

По состоянию на 1 января 2015 года в России зарегистрировано 5,5 млн субъектов малого и среднего предпринимательства — ИП и юридических лиц. Из них 360 тыс. работают в сфере производства, 4,9 млн применяют налоговые спецрежимы — упрощенную систему налогообложения, ЕНВД и патент, сообщили РБК в «Опоре России». В антикризисном плане правительства предлагается увеличить в два раза предельные значения выручки для компаний, которые могут быть признаны субъектами малого или среднего предпринимательства. Это расширит и список компаний, на которые может быть распространено понижение ставки страховых взносов. Для микропредприятий предельные значения предлагается увеличить до 120 млн руб., для малых предприятий — до 800 млн руб., для средних предприятий — до 2 млрд руб. Замминистра экономического развития Олег Фомичев ранее пояснял журналистам, что эта мера позволит получить доступ к мерам поддержки дополнительно 7,5–8 тыс. малых предприятий. Срок подготовки соответствующего закона, прописанный в плане, 27 февраля.

Комитет Госдумы по бюджету и налогам предложение по вопросу снижения взносов рекомендует направить в профильные министерства для проработки «на предмет возможного использования» при работе над поправками в федеральный бюджет на 2015–2017 годы, следует из материалов комитета от 11 февраля. Четыре депутата этого комитета (его глава Андрей Макаров и три его заместителя — Леонид Симановский, Глеб Хор и Надежда Максимова) также рекомендуют правительственной антикризисной комиссии рассмотреть возможность снижения обязательных страховых взносов, в первую очередь для малого бизнеса, при разработке проекта основных направлений налоговой политики на 2016–2018 годы, следует из документов на сайте Госдумы.

Фотогалерея 
«Это просто катастрофа»: малый бизнес – о новых сборах с предпринимателей

Скидка на возраст

В финансово-экономическом блоке правительства предложение снизить страховые взносы напрямую увязывают с проблемой дефицита Пенсионного фонда, Фонда обязательного медицинского страхования и Фонда соцстрахования. В 2015 году дефицит бюджета Фонда ОМС составит 43 млрд руб., Фонда соцстрахования — 55,4 млрд, Пенсионного фонда — 623 млрд руб., согласно соответствующим законам.

Минфин не поддерживает эту инициативу, следует из ответа ведомства на запрос РБК. Аргумент такой: вопросы, связанные со снижением фискальной нагрузки на работодателей, не должны регулироваться в рамках системы обязательного социального страхования. Это увеличит нагрузку на федеральный бюджет, в том числе в части компенсации выпадающих доходов бюджетов внебюджетных фондов и обеспечения сбалансированности бюджетов этих фондов.

Источник в финансово-экономическом блоке правительства поясняет, что от бизнеса и из регионов регулярно поступают обращения о том, что страховые взносы нужно снижать, поскольку они занимают весомую долю в издержках предпринимателей. «Снижение страховых взносов — это всегда выпадающие доходы внебюджетных фондов, и кто-то их должен компенсировать, — говорит чиновник. — Чтобы такого рода предложения имели право на жизнь, нужно рассчитывать объемы выпадающих доходов и продумывать механизмы компенсации. Если средства федерального бюджета позволят это сделать, -то такая инициатива будет иметь право на жизнь».

В Минэкономразвития предложение официально не поступало, сообщил РБК представитель министерства. «В целом Минэкономразвития поддерживает меры, направленные на снижение финансовой нагрузки на субъекты малого предпринимательства», — уточнил он.

Ранее чиновники финансово-экономического блока указывали на-то, что для решения вопроса о снижении дефицита в пенсионной системе неизбежно повышение пенсионного возраста. Этот вопрос в пятницу обсуждался на совещании у президента Владимира Путина, сообщил после совещания экс-министр финансов Алексей Кудрин. По его словам, президент не отверг это предложение и «перенес обсуждение поставленных вопросов прежде всего экспертами на уровень рабочих форматов правительства» (цитата по Интерфаксу).

Как ранее сообщал РБК со ссылкой на три источника в Белом доме, идея повышения пенсионного возраста с 2018 года уже обсуждается в правительстве. Речь идет о плавном повышении в течение пяти лет, прибавляя ежегодно по полгода.

О повышении пенсионного возраста говорил первый вице-премьер Игорь Шувалов в программе «Воскресный вечер» на телеканале «Россия 1» 1 февраля 2015 года в контексте необходимости проведения структурных реформ в экономике. «Когда увеличивается продолжительность жизни, экономический ответ на такое изменение — увеличение пенсионного возраста», — отмечал он. По его словам, «мы обсуждаем эти вопросы… [Но] только когда общество будет готово, тогда можно будет принимать изменения в законодательство. Мы пока не готовы принимать такие решения».

Представители первого вице-премьера Игоря Шувалова и вице-премьера по социальным вопросам Ольги Голодец не комментируют заявление Кудрина. Источник в правительстве предполагает, что теперь обсуждение вопроса о повышении пенсионного возраста будет вестись на экспертных площадках — в Общественной палате или «открытом правительстве».


Как менялись страховые взносы

2010 год

Нынешняя система уплаты страховых взносов действует с 1 января 2010 года, когда единый социальный налог был заменен на страховые взносы в Пенсионный фонд и внебюджетные фонды. Совокупный размер страховых взносов составил 26%.

2011 год

С 2011 года общий размер ставки был повышен до 34%. Для предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения и работающих в производственной и социальной сферах, а также для СМИ и сельхозпроизводителей была предусмотрена пониженная ставка.

2012 год

В 2012 году было решено снизить максимальную ставку до 30%, а для малого бизнеса в производственной и социальной сфере — до 20%. Она применялась для заработных плат до 512 тыс. руб. в год. С зарплат выше этой суммы взималось только 10%, они шли в Пенсионный фонд.

Льготные категории — резиденты «Сколково», IT-компании, предприниматели, уплачивающие сельхозналог, и некоторые другие категории — платили страховые взносы по льготным тарифам.

2013 год

С 2013 года порог зарплат, на основании которых платятся взносы, увеличился до 568 тыс. руб.

Для сельхозпроизводителей и некоторых других категорий общая ставка выросла с 20,2 до 27,1%.

Для малого бизнеса, применяющего специальные налоговые режимы, работающих в производственной сфере индивидуальных предпринимателей и благотворительных организаций установлен льготный тариф в 20%.

С 2015 года

В 2014 году порог заработных плат вновь повысили — до 624 тыс. руб. С 2015 года был отменен порог для отчислений в Фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС). Теперь платить взносы в ФОМС нужно со всех зарплат. Взносы распределяются следующим образом: в Пенсионный фонд идет 22%, в ФСС — 2,9%, в ФОМС — 5,1%. Для заработных плат свыше 711 тыс. руб. действует следующее правило: 10% идет в ПФР, 5,1% — в ФОМС. Для «льготных» категорий малого и среднего бизнеса действует тариф 20%. Взнос идет в ПФР.