А.Илларионов выступает за полную отмену НДС
"А в условиях "голландской болезни", которой страдает Россия, оно (снижение) является лекарством для ее лечения. Но, с моей точки зрения, правильным является полная отмена НДС", - сказал советник президента.
Советник напомнил, что в Соединенных Штатах нет налога на добавленную стоимость, и "как-то они живут". "Не вижу причин, почему НДС должен сохраняться в России", - подчеркнул он.
Между тем глава Минэкономразвития Герман Греф считает, что даже снижение НДС с 18 до 13% с 2007 года - "это очень большие риски". Он подчеркнул, что на сегодняшний день ключевыми проблемами в сфере НДС являются администрирование сбора налога и возврат экспортного НДС. Министр сообщил, что, по расчетам Минфина, выпадающие доходы от ускоренного возврата НДС в 2007 году составят порядка 200 млрд руб.
"Совмещение двух мер - снижение ставки НДС и ускоренный возврат экспортного НДС - будет стоить около 0,5 трлн руб. Это, конечно, очень большие риски", - сказал министр.
Г. Греф напомнил, что полгода назад МЭРТ уже дал отрицательную оценку снижению ставки НДС, но готов еще раз вернуться к этому вопросу. По мнению министра, ключевым является риск снижения цены на нефть. "Мы обязаны обеспечить устойчивость экономики и отсутствие всяких финансовых катаклизмов", - сказал он.
Эксперты, в свою очередь, заявляют, что основной причиной возникновения проблем с возвратом НДС является неправильное планирование государством сумм, подлежащих возврату. По мнению руководителя экспертного совета комитета ГД по бюджету и налогам Михаила Орлова, парадоксально, что при росте экспорта товарной продукции на 10-30% ежегодно, увеличение сумм, которые государство готово отдавать в виде возврата экспортного НДС, прирастает не более чем на коэффициент инфляции. При этом нарушение расчета величины НДС, подлежащего возврату, порождает другие проблемы, которые налоговые органы впоследствии перекладывают на плечи экспортеров. В основу расчета возврата НДС, по мнению эксперта, должны быть заложены "экспортные" прогнозы на будущий год, а не показатели предыдущих периодов.
Управляющий директор "PRADO Структурный и налоговый консалтинг" Александр Лемчик считает, что отказ большинству предприятий в возмещении НДС мотивирован установлением планов собираемости федеральных налогов, которые "привязывают всех, включая налоговые инспекции, к установленным цифрам налогов и возврата экспортного НДС непосредственно организациям". В связи с этим многим предприятиям отказывают в возмещении НДС по разным причинам, в том числе и необусловленным.
Как отметил М. Орлов, сумма возврата НДС в бюджет заложена весьма скромная: притом что объем экспорта составляет в среднем 100-120 млрд долл., государство готово возвращать экспортерам не более 10 млрд долл. "При этом экспортный НДС будет возвращен только при условии, что материальные затраты на закупку экспортной продукции будут составлять не более 60% всего экспорта, а к таким отраслям относятся только сырьевые", - заметил эксперт.
По мнению М. Орлова, темпы роста объема НДС, подлежащего возврату, недостаточны и не отражают реальную картину экономики. Однако организовать сбор в надлежащем объеме возможно при условии грамотной работы органов налогового контроля. При этом он отметил, что в 2005г. в бюджет была заложена сумма сбора НДС в размере 700 млрд руб., в 2006г. планируется собрать на 50% больше. Осуществить это возможно путем сокращения объема возмещаемого экспортного НДС и ужесточения налогового администрирования.
Как отметил М.Орлов, из-за нарушений в методике расчета возврата НДС за последние несколько лет долг государства перед экспортерами по возврату НДС начал стремительно расти. При этом он подчеркнул, что государство готово погасить долг, однако средства законсервированы в Стабфонде, а профицит бюджета направляется на иные нужды. В то же время, сумма НДС, которая фиксируется в бюджете, жестко закреплена в законе и за рамки этой суммы налоговая служба не может выйти.
Для разрешения проблемы возврата НДС, по его мнению, необходимо разобраться, "какой экспорт необходим стране, и какие суммы государство готово вернуть экспортерам, чтобы не снижать объемы экспортной продукции". Немаловажной целью является совершенствование налогового законодательства в вопросах НДС, а также искоренение предрассудков налоговых органов относительно недобросовестности плательщиков, заключил специалист.
Напомним, что весной 2005г. активно обсуждался вопрос снижения НДС с нынешних 18% до 13%. Однако правительство отказалось от снижения этого налога, приняв ряд других решений в налоговой сфере. Тем не менее, недавно премьер-министр Михаил Фрадков вновь поручил Минфину и МЭРТ рассмотреть целесообразность снижения НДС до 13% с 2007г. как один из инструментов повышения экономического роста. Минфин пока выступает против этой идеи. Экспертное управление администрации президента осенью с.г. планировало опубликовать результаты анализа целесообразности отмены НДС в России и замены его налогом с продаж. За эту идею ранее выступал, в частности, руководитель экспертного управления Аркадий Дворкович.