НРБ продолжают покидать высокопоставленные сотрудники
Официально, в кредитной организации объясняют уход ключевых сотрудников банка продолжением начатой в 2011г. работой по оптимизации системы управления НРБ и снижению уровня операционных затрат. "Централизация ряда учетных и управленческих систем, ввод единого бэк-офиса, стандартизация технологических процессов и продуктового ряда, а также начатая работа по созданию корпоративного хранилища данных создали необходимую основу для сокращения управленческого персонала", - говорится в сообщении банка. В нем также указывается, что количество сотрудников головного офиса уменьшится не менее чем на 20%, ряд вспомогательных и обеспечивающих функций будет передан на аутсорсинг. Число клиентских менеджеров в бизнес-подразделениях, обеспечивающих обслуживание деловых партнеров банка, не изменится.
Однако официальную версию несколько портит то, что для НРБ это не первый раз, когда руководство банка покидают ведущие менеджеры. Так, в декабре 2009г. банк покинул председатель совета директоров Юрий Кудимов, который занялся после этого созданием инвестиционного подразделения Внешэкономбанка.
Подобное поведение ключевых сотрудников кредитной организации не может не настораживать. Некоторые эксперты поспешили связать уход сразу трех членов правления НРБ с проверкой, которую недавно инициировало ЦБ РФ в кредитной организации. В частности, 17 февраля сотрудниками Федеральной службы безопасности были проведены обыски в офисе НРБ в Москве, которые сам А.Лебедев поспешил назвать политическим давлением на него со стороны властей.
Впрочем, любые проверки деятельности своего бизнеса, которые проходили и ранее (например, в ноябре 2010г.), А.Лебедев всегда называл происками своих политических оппонентов. Забывая при этом о том, что и без давления властей очень многие его начинания не увенчались успехом. Достаточно вспомнить, например, авиационный проект НРБ, в рамках которого в период с 2001 по 2006гг. банк финансировал перспективные проекты в авиационной индустрии, включая строительство самолетов Ил–96 и Ту–204 и их передачу в лизинг отечественным авиакомпаниям.
Главная ставка была сделана на одного, но очень значимого потребителя в лице компании "Аэрофлот". Для этих целей НРБ даже выкупил в 2003г. 26% акций авиаперевозчика у инвестиционной компании Millhouse Capital. Причем денег на это приобретение было потрачено даже больше, чем того требовал рынок: по информации, которая просочилась в СМИ, за блокирующий пакет "Аэрофлота" структуры Лебедева заплатили 133 млн долл., хотя реальная рыночная цена бумаг была на 50 млн долл. ниже. Однако в свете предполагавшегося долгосрочного сотрудничества такая цена бизнесмену Лебедеву казалась адекватной, ведь по контракту с Аэрофлотом лизинговая компания "Ильюшин Финанс", осуществляющая реализацию продукции Воронежского авиазавода на тот момент подконтрольного банкиру, должна была поставить 6 самолетов ИЛ-96-300 по цене 350 тыс. долл. за самолет. Но в силу того, что вопреки договору стоимость воздушных судов была повышена до 500 тыс. долл. за штуку, "Аэрофлот" отказался от такого "сотрудничества". Очевидно, что в покупке блокирующего пакета авиаперевозчика А.Лебедев видел спасение контракта и, самое главное, возможность заключать последующие. Но, как известно, "Аэрофлот", равно как и другие ведущие авиакомпании России, предпочел летать и, соответственно, закупать для этого самолеты компании Boeing или Airbus.
То же самое можно сказать и об аграрных проектах А.Лебедева, которые были им широко разрекламированы, но остались исключительно на бумаге. Сразу после появления национального проекта "Развитие АПК", в прессе появилось много информации о том, что на тот момент депутат Государственной думы А.Лебедев хочет принять в этом проекте активное участие. Более того, заявлялось, что А.Лебедев потратил на развитие проекта около 300 млн руб., им была создана Национальная земельная компания, которая сразу же приобрела тульское овощное хозяйство СПК им.М.Горького. В планах образованного сельхозпредприятия было довести картофельные урожаи до 100 тыс. т в год. Однако, несмотря на благосклонность экспертной общественности, которая загодя оценила проект как очень востребованный и успешный, далее деклараций дело не пошло. В настоящее время даже на официальном сайте НЗК сведения о сельскохозяйственных проектах компании крайне скупы. Об успехах же вообще ничего не пишется.
Но, надо сказать, в отличие от многих своих коллег по цеху, Александр Лебедев умеет постоянно привлекать внимание именно к себе, а не к своему бизнесу, так как постоянно становится объектом внимания со стороны прессы, которая не может не реагировать на постоянные скандалы, связанные с именем банкира: драки (как это было в случае с г-ном Полонским), судебные иски (как это было в случае с газетой "Коммерсантъ") и многочисленные выступления А.Лебедева, касающиеся по большей части его взглядов на политику и мироустройство, нежели конкретно бизнеса НРБ.
Главное, что эффект от этих действий есть – внимание к персоне бизнесмена постоянно привлекается. Причем даже на самом высоком уровне. Например, после знаменитой драки с Полонским даже премьер-министр Владимир Путин не смог остаться безучастным. Так, в беседе с главой РСПП Александром Шохиным, глава правительства так прокомментировал ситуацию: "У нас фронт — мы ни с кем не деремся. А у них там фронта нет, они там друг другу в ухо бьют. Хулиганство, у вас в РСПП есть комитет по этике?". Шохин ответил премьеру, что, к счастью, ни Полонский, ни Лебедев в РСПП не состоят. Что в свою очередь заставило А.Лебедева обвинить г-на Шохина во лжи и перевести конфликт в следующую, более высокую стадию. "Ни с юридической, ни с содержательной точки зрения я не могу господина Лебедева считать активным штыком РСПП или просто бойцом", - ответил глава РСПП, добавив при этом, что за шесть лет президентства ни разу не видел бывшего депутата на мероприятиях союза.
Получается, что два самых громких проекта А.Лебедева в 2000-х гг. – авиационный и сельскохозяйственный – закончились крахом. Сейчас проблемы начал испытывать и его банк. Скандальная слава самого А.Лебедева вряд ли поможет решить его финансовые проблемы. Возможно, понимая это, топ-менеджеры НРБ предпочитают, пока не поздно, уходить из банка самостоятельно.
ОАО "АКБ "НРБанк" было основано в апреле 1994г. как товарищество с ограниченной ответственностью. В 1995г. банк был выкуплен у его прежних владельцев несколькими партнерами, крупнейшим из которых было РАО "Газпром". Нынешние акционеры пришли в НРБ в июне 1995г. из "Русской инвестиционно-финансовой компании" (РИФК), специализировавшейся на работе с советской и российской коммерческой задолженностью. Согласно данным НРБ, ЗАО "Национальная резервная корпорация" владеет 73,70% капитала банка, генеральный директор ООО "ВЭБ Капитал" Юрий Кудимов - 18,38%, UBS AG - 4,5%, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом - 2,74%.
Ситуация, связанная с проверками в банке, привела к тому, что за январь активы кредитной организации сократились на 4% (-1,9 млрд рублей), за 2011г. – на 23,6%.