
Цена слова
В четверг нефть марки Brent вновь вплотную приблизилась к отметке $30 за баррель. На 20:00 мск падение котировок к предыдущей торговой сессии составило 1,984%, цена — $30,24 за баррель. Причин для роста цен в ближайшей перспективе — нет, констатировало накануне Международное энергетическое агентство (МЭА). Спрос на рынке по-прежнему не превышает предложение, и единственное, что сейчас могло бы поддержать рынок, — это сокращение добычи основными игроками. Но надежды на это напрасны, пишут в февральском докладе эксперты Оксфордского института энергетических исследований.
В исследовании «Россия и ОПЕК: неудобные партнеры» (*.pdf) они напоминают, что попытки совместного снижения добычи предпринимались и раньше, но к реальному сокращению производства они не приводили.
Например, в 1999 году на фоне падения цен до $10 за баррель Россия, страны ОПЕК, а также Мексика, Норвегия и Оман объявили об общем снижении производства нефти на 2,1 млн барр. в день. Россия тогда обещала снизить добычу на 7% (примерно на 100 тыс. барр. в сутки). Но в действительности российское производство нефти по итогам года даже незначительно увеличилось — с 6,17 млн до 6,2 млн барр. в день (данные BP).
Ситуация повторилась в 2001 году, когда нефтяные цены упали с $36 до 20 за баррель. Тогда ОПЕК пообещала сократить добычу на 1,5 млн барр. в день, но только в том случае, если не входящие в картель страны сократят собственное производство на 500 тыс. барр. в день. Россия согласилась снизить добычу на 150 тыс. барр., но в действительности увеличила производство на 300 тыс. барр. в день, говорится в докладе: нефтяные компании просто направляли свои экспортные потоки в обход трубопроводной системы «Транснефти».