М.Делягин: Освоением шельфа должны заниматься госкомпании
По его мнению, головокружение от "сланцевых иллюзий" проходит. Паника по поводу того, что сланцевый газ и сланцевая нефть похоронят не только альтернативную энергетику, но и шельфовую добычу в северных морях, осталась уделом профессиональных дилетантов и пиарщиков. Российское руководство после некоторой паузы вернулось к предметному разговору об освоении нефтяных месторождений шельфов.
Министр энергетики Александр Новак высказал мнение, что к 2030г. более четверти нефти Россия будет добывать на шельфах, прежде всего за полярным кругом (месторождения Охотского моря еще менее доступны). По оценкам американских специалистов, в российском Арктическом шельфе содержится свыше 20% неразведанных мировых запасов нефти и газа.
Ключевую роль в освоении шельфа должны играть государственные компании, говорит М.Делягин. По его мнению, это вызвано стратегическими причинами: шельф - последняя кладовая России, отдавать его на откуп и под контроль иностранному бизнесу, который ориентируется на интересы, в лучшем случае не связанные с нашей страной, опасно.
Пропагандисты идей "равного доступа" тактично умалчивают об их применении в основном к странам третьего мира и о том, что все большее число даже последних предпочитает оставлять сверхприбыли от нефтедобычи у себя, а не дарить их новым колонизаторам. О допуске же российских добывающих компаний к ресурсам развитых стран, будь то США, Великобритания или Норвегия, нет и речи.
Частные компании, считает экономист, относятся к России во многом номинально: по оценкам, основная часть крупного бизнеса зарегистрирована в офшорных зонах, а если и остается в нашей стране, может в любой момент сменить прописку. Причины общеизвестны и печальны, но не меняют сути дела: крупный частный бизнес России не имеет принципиальных отличий от иностранного и потому должен допускаться в стратегические сферы, по крайней мере новые, с осторожностью.
Помимо политических, в пользу госкомпаний на шельфе говорят и сугубо коммерческие соображения. Прежде всего это разный уровень надежности: для частной компании дорогостоящая ошибка (цена которой при разработке шельфовых проектов может достигать сотен миллионов долларов) может оказаться фатальной и привести к дезорганизующему экономику банкротству. У государственных компаний в силу как большего масштаба деятельности, так и неформального присутствия, за плечами государства (готового подстраховать, пусть и вынужденно) этот риск значительно слабее.
Поэтому частные компании при работе в сложных условиях или над крупными проектами вынуждены создавать страховочные механизмы, которые удорожают проект и делают его менее эффективным. В частности, они боятся участвовать в подобные проектах без гарантий государства. Государственные компании этого обременения лишены.
В силу изложенного государство еще в 2008г. отказалось от привлечения на шельф частных, и тем более иностранных компаний и отдало эту сферу Газпрому и "Роснефти". Но в этом году, когда бюрократический процесс подготовки исключительно перспективных с экономической точки зрения проектов вроде бы вышел на финишную прямую, либеральное правительство Д.Медведева буквально в последний момент, похоже, нажало на тормоз, считает экономист. Причем так, что это вынудило вмешаться президента В.Путина, который еще в середине октября раскритиковал правительство за затягивание выдачи Газпрому и "Роснефти" лицензий на разработку шельфовых месторождений и поручил ему исправиться в кратчайшие сроки.
После этого бюрократическое шевеление активизировалось, но воз и ныне там: "Роснефть" получила лишь два из "своих" 14 участков, а судьба остальных будет решаться в середине декабря, через два месяца после президентских поручений, на совещании у премьера Дмитрия Медведева. Возникает впечатление, что правительство Д.Медведева не только не развивает шельфовые проекты, но и тормозит их, не выдавая вовремя лицензии и тормозя многомиллиардные контракты, говорит М.Делягин.
Причина вполне прозрачна: протаскивание интересов частных компаний, заинтересованных в лакомых проектах освоения шельфа. А продвижение частных интересов, помимо вполне вероятных обычных лоббистских мотивов, вызвано либеральной идеологией, с религиозной категоричностью требующей минимизации участия государства в экономике любой ценой. Недаром ключевым элементом системы продвижения частных интересов вопреки государственным является, насколько можно судить, вице-премьер Аркадий Дворкович. Затянувшаяся либеральная "отрыжка" 90-х может обернуться потерей Россией части шельфовых богатств. К потере времени она уже привела, считает М.Делягин.