Лента новостей
В Венесуэле началось голосование на выборах президента 13:03, Политика Тест: какая соцсеть исчезнет в 2018 году 12:41, РБК и Билайн Синоптики пообещали потепление в Москве с понедельника до 20 градусов 12:32, Общество Трамп обсудил с президентом Южной Кореи угрозы КНДР выйти из переговоров 12:28, Политика Архиепископ рассказал о личности погибшего при атаке в Чечне прихожанина 12:13, Общество Более 2200 фанатов «Реала» вернули билеты на финал Лиги чемпионов в Киеве 12:07, Спорт Квадратная шайба и хотя бы один зуб: самая хоккейная викторина 12:05, Спецпроект РБК Спорт Пожар на складе продовольственных товаров в Иркутске потушили 11:45, Общество В Татарстане при прыжке погибли два парашютиста 11:43, Общество Четыре человека погибли в пожаре в частном доме в Омске 11:21, Общество Евгений Кузнецов побил рекорд «Вашингтона» в матче Кубка Стэнли 11:05, Спорт В Молдавии начались досрочные выборы в муниципальные органы власти 11:04, Политика На севере Москвы из-за пожара в жилом доме эвакуировали 23 человека 10:52, Общество Тест: кто важнее для бизнеса - миллениалы или поколение Z 10:30, РБК и Билайн В ДТП на юге Украины погибли пять человек 10:25, Общество Маск рассказал о полноприводной двухмоторной Tesla Model 3 10:20, Бизнес «РИА Новости» узнали о намерении возобновить запуски спутников «Сатаной» 09:58, Технологии и медиа Порошенко рассказал об опасности «Северного потока-2» для Европы 09:32, Политика Еда на колесах: сколько стоит открыть и как окупить свое мобильное кафе 09:31, РБК и ГАЗ В Иркутске из-за пожара на продуктовом складе эвакуировали 41 человека 09:08, Общество Правительство компромиссов: о чем говорит новый состав Белого дома 09:00, Политика В Москве за двое суток выпало 60% месячной нормы осадков 08:38, Общество Режиссера Люка Бессона заподозрили в изнасиловании 08:28, Общество Венесуэла обвинила США в саботаже выборов с помощью санкций 07:49, Политика В СК рассказали детали гибели двух человек при лесном пожаре в Бурятии 07:10, Общество Как начиналось хоккейное противостояние СССР и Канады 07:05, Спецпроект РБК Спорт В Бурятии жертвами природного пожара стали двое сотрудников лесной охраны 06:34, Общество В США кугуар убил маунтинбайкера 06:12, Общество
Бензин в России: повышение качества будет способствовать росту цены
Экономика, 11 дек 2012, 09:11
0
Бензин в России: повышение качества будет способствовать росту цены
Новый, 2013-й, год может стать годом перемен для российского рынка моторного топлива. С 1 января в России будет запрещен оборот бензина и дизельного топлива низкого экологического класса - "Евро-2".
Фото: РБК

Кроме того, 2013г. будет последним для оборота топлива класса "Евро-3". Также продолжит действовать система дифференцированных акцизов. И как следствие того, что качество топлива в РФ в целом должно повыситься, ждать снижения цен на нефтепродукты пока не приходится.

Пресловутый "Евро"

В год автомобилисты России потребляют около 35 млн т автомобильного бензина и примерно столько же дизельного топлива. Как подсчитали эксперты ИФК "Солид - товарные рынки", ежегодный прирост потребления автомобильного бензина составляет 3,5%, по дизелю - около 4%. И даже в кризисные годы спрос на моторное топливо в РФ не снижался, благодаря увеличению автомобильного парка за счет современных автомобилей.

Несмотря на то что автомобили в РФ становятся все более технологичными, внутренний рынок моторного топлива не успевает за техническим прогрессом. Например, Россия пока только на пути к переходу на экологический класс топлива "Евро-5", который регулирует содержание вредных примесей в выхлопных газах, в то время как Евросоюз с 2009г. сделал этот стандарт обязательным для всех легковых автомобилей. Планируется, что полный переход на "Евро-5" в России будет осуществлен только в 2016г.

Ограничить использование в РФ "Евро-2" должны были уже в этом году, однако нефтяники оказались к такому повороту событий не готовы и попросту не успели модернизировать свои мощности.

Теперь правительство настроено решительно. По словам вице-премьер Аркадия Дворковича, никаких отсрочек больше не планируется, несмотря на то что ряд ведомств выступает за смещение на более поздний срок. По расчету министра энергетики РФ Александра Новака, к 2015г. Россия сможет производить топливо "Евро-5" в размере до 38 млн т бензина (до июля 2012г. - 600 тыс. т) и 77 млн т дизельного топлива (вместо 11,9 млн т) в год. К 2020г. эти показатели вырастут до 50,9 и 101,2 млн т соответственно.

Длительные обязательства

Для обеспечения планов по модернизации в июле 2011г. между нефтяными компаниями, Федеральной антимонопольной службой (ФАС), Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) и Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт) были подписаны четырехсторонние договоры по масштабной модернизации НПЗ. Результатом предпринятых мер, по подсчетам Министерства энергетики РФ, должны стать значительные инвестиции в отрасль, которые в период с 2011г. по 2015г. должны достигнуть 1 трлн руб. При этом в 2012г. можно вести речь о сумме в 200 млрд руб., что больше, чем за 2008-2010гг. вместе взятые.

Планировалось, что в течение 2012г. компании должны ввести в эксплуатацию десять новых установок вторичной переработки общей мощностью 15,34 млн т и завершить реконструкцию еще десяти (13,7 млн т). Однако не все они укладываются в графики. Между тем отраслевые эксперты полагают, что глобально график перехода на более экологичные виды топлива в России меняться не будет. При этом, по расчетам властей, и угрозы дефицита топлива в РФ также возникнуть не должно.

Более того, по мнению директора энергетического центра бизнес-школы "Сколково" Григория Выгона, если модернизация российских НПЗ произойдет в соответствии с планами компаний, то нефтеперерабатывающая отрасль сможет обеспечить внутренний рынок бензином и дизтопливом класса "Евро-3" в 2013г. и класса "Евро-5" в 2016-2017гг., а в 2020г. уже может возникнуть существенный профицит автобензина - более 10 млн т. "В связи с этим возникает вопрос о том, нужно ли России столько бензина, такой высокий объем первичной переработки и такие жесткие требования к компаниям по модернизации", - подчеркнул Г.Выгон.

Выгодные налоги

Для развития нефтепереработки в России вводятся и запретительные меры. Например, после того как разразился бензиновый кризис, сопровождавшийся дефицитом топлива на АЗС и резким ростом цен на него в ряде регионов, правительство ввело заградительную пошлину на экспорт бензина в размере 90%. Причем она коснулась не только самого топлива, но и активно экспортируемого из России прямогонного бензина, который затем в Европе использовался для выпуска качественного топлива.

Стимулом для модернизации НПЗ должны стать дифференцированные ставки акцизов: более низкий акциз на топливо более высокого экологического класса. С 1 июля 2012г. были повышены акцизы на бензин классов "Евро-2" и "Евро-3", в то время как акцизы на "Евро-4" остались неизменными, а на "Евро-5" снизились.

Перспективы платить меньше налогов привлекли нефтяников. Как подсчитали в ЛУКОЙЛе, экономия компании на дифференциации акцизов на светлые нефтепродукты в 2012г., по предварительным данным, составит 200 млн долл.

Как следствие, некоторые компании приступили к переходу на выпуск "Евро-5" со значительным опережением сроков. В частности, в июле "Башнефть" объявила, что полностью перешла на продажу автомобильного бензина и дизельного топлива на своих АЗС только стандарта "Евро-5". Одновременно "Газпром нефть" перевела на "Евро-5" "Ярославнефтеоргсинтез", которым владеет вместе с ТНК-BP. В течение 2012г. компания начала выпуск дизеля и бензина класса "Евро-5" на омском НПЗ. Полностью на производство автомобильных бензинов 4-го и 5-го классов, а также дизельного топлива 5-го класса НПЗ перейдет с 2013г. На выпуск "Евро-5" также перешел рязанский НПЗ - крупнейшее нефтеперерабатывающее предприятием ТНК-BP. Планируется, что годовой объем производства составит 1,5 млн т.

В свою очередь в ЛУКОЙЛе ожидали, что в 2013г. экономия компании за счет пониженных акцизов должна достигнуть 460 млн долл. Однако этим планам, скорее всего, сбыться не суждено. Так как государство несколько умерило щедрость и приняло за основу более высокие акцизные ставки, чем планировалось ранее. Однако дифференциация была сохранена. В целом в 2013г. они станут выше на 6%. На бензин "Евро-5" с 1 января 2013г. ставка акциза увеличится почти на 12%, а на бензин класса "Евро-3" - на 23%.

Вопрос в цене

Итак, российский потребитель может ожидать повышения качества бензина и дизеля, но при этом топливо вряд ли снизится в цене. Даже 2012г., судя по всему, несмотря на предвыборный период, характеризовавшийся снижением цен на топливо, в целом может оказаться рекордным по росту цен и обогнать инфляцию. Во второй половине года, литр высокооктанового бензина и дизеля уже уверенно стоил больше психологически важной отметки в 30 руб.

По оценкам генерального директора исследовательской компании INFOLine Ивана Федякова, причина роста цен на бензин кроется во вполне объективных факторах. Во-первых, это рост акцизов на бензин, во-вторых, цены на нефть в мире остаются устойчиво высокими.

Противовесом подобным тенденциям могла бы стать здоровая конкуренция на рынке, считает эксперт. В качестве примера он приводит рынок моторного топлива в США, где в условиях жесткой конкуренции игроки не имеют возможности завышать цены на бензин и при этом ведут борьбу за качество. В результате центрами прибыли для владельцев заправочных станций становятся сопутствующие услуги и кафе, а наценка на бензин почти отсутствует.

Между тем в России реализации американских подходов к ведению данного бизнеса вряд ли стоит ожидать. В ближайшее время топливному рынку может грозить только укрупнение. В первой половине 2013г. "Роснефть" планирует закрыть сделку по приобретению нефтяной компании ТНК-BP. В результате на ее долю будет приходиться примерно треть российской нефтепереработки, посчитал руководитель проекта ОАО "Солид - товарные рынки" Михаил Турукалов. Кроме того, полагает ведущий аналитик компании "Альпари" Михаил Крылов, компания получит половину рынка автомобильного топлива в РФ, при этом в некоторых регионах ее доля может доходить до 60 и даже 70%.

Екатерина Струкова, РБК

Подписка на РБК
Получайте уведомления о свежих новостях в своем браузере
Ваш браузер настроен на блокировку уведомлений. Он не дает сайту rbc.ru корректно работать. Если вы хотите быть в курсе всех событий, удалите сайт rbc.ru из списка заблокированных.
×
Ваш браузер устарел
Пожалуйста, обновите его или установите новый.
Ваш браузер не обновлялся уже несколько лет. За это время некоторые сайты стали использовать новые технологии, которые он не поддерживает и не может корректно отобразить страницу. Чтобы это исправить, попробуйте установить новый браузер.