Налоговый маневр приведет к закрытию нерентабельных НПЗ
Главная проблема указанных заводов - низкая глубина переработки нефти. По данным ЦДУ ТЭК, на Комсомольском НПЗ она составляет 60,4% (доля мазута в продукции - 39,1%), на Рязанском - 64,4% (34,1%), Саратовском - 71,8% (27,4%), Киришском - 58,1% (41,2%), Орском - 65,5% (33,4%). Между тем налоговый маневр резко снижает маржу нефтепереработки, от чего особенно пострадают именно заводы с низкой глубиной переработки.
Сейчас обсуждаются меры адресной поддержки НПЗ, сообщают источники "Коммерсанта", но какими конкретно они могут быть, пока не ясно.
Никаких адресных мер быть не должно, в отрасли и так наблюдается избыток переработки, считает Антон Рубцов из энергетического центра бизнес-школы "Сколково". По его словам, если компания желает сохранить НПЗ, она может инвестировать в модернизацию.
Первый вариант налогового маневра, разработанный Минэнерго и Минфином и предполагавший снижение пошлин на экспорт нефти и резкое повышение пошлин на мазут и налога на добычу полезных ископаемых в ближайшие четыре года, был пересмотрен после того, как глава "Роснефти" Игорь Сечин пожаловался президенту РФ Владимиру Путину на то, что новые правила игры негативно скажутся на новых проектах компании.
В начале июня 2014г. "Роснефть" представила свой вариант маневра, с гораздо менее резкими изменениями в объеме экспортных пошлин и НДПИ: пошлина на нефть в 2015г. должна снизиться до 51% (до 45% - в следующие четыре года), а НДПИ - до 620 руб. за тонну нефти к 2018г. (согласно плану налогового маневра от Минфина, налог за четыре года повышается до 950 руб. за тонну при его нынешнем уровне 493 руб.). При реализации такого маневра выпадающие из бюджета доходы могут составить около 550 млрд руб.
В конце июня 2014г. Минфин и Минэнерго разработали новый вариант маневра, который более выгоден для нефтегазовых компаний, но приведет к потере доходов бюджета. В частности, снизятся дополнительные доходы от 100%-й пошлины на мазут - в бюджет поступит не 250 млрд руб., а примерно на 100 млрд руб. меньше. От снижения акцизов серьезно пострадают дорожные фонды, а повышение НДПИ не успеет вовремя компенсировать потери от снижения пошлин, что приведет к возникновению кассового разрыва на сумму до 200 млрд руб.