Перейти к основному контенту
Экономика ,  
0 

У российского авиапрома есть шансы выйти из "штопора"

Российским авиакомпаниям к 2010г. потребуются новые современные и экономичные самолеты. По прогнозам, отрасль будет нуждаться в 200 магистральных, 300 региональных и 80 грузовых машинах.
У российского авиапрома есть шансы выйти из "штопора"

Российским авиакомпаниям к 2010г. потребуются новые современные и экономичные самолеты. По прогнозам, отрасль будет нуждаться в 200 магистральных, 300 региональных и 80 грузовых машинах.

Что сможет предложить отечественная авиационная промышленность? Как показала беседа экспертов в эфире телевидения РБК в программе "В фокусе" пока совсем немного: авиаперевозчики, обновляя парк, по-прежнему делают ставку на закупку иностранной техники. Развернувшаяся дискуссия продемонстрировала, что до согласия и понимания между сторонами – российскими авиакомпаниями и отечественными самолетостроителями - еще далеко.

На сегодняшний день российский авиапром не в состоянии предоставить рынку требуемые самолеты, говорит начальник службы планирования и развития парка компании "Аэрофлот – Российские авиалинии" Сергей Колтович. Он уверен: "Если "Аэрофлот" объявит, что ему необходимы в течение ближайших пяти лет в сегменте дальнемагистральных самолетов более 20 машин, в сегменте среднемагистральных - до 40, то российские производители не смогут их предоставить в нужном объеме".

Учтите тот факт, что российские самолеты в два раза дешевле, оппонировал другой собеседник программы телевидения РБК Илья Макаров, аналитик ИК "Антанта Капитал". Он не согласился, что российские специалисты не могут ничего предложить, так как есть хорошие разработки, соответствующие современным требованиям и по шуму, и по выбросам вредных веществ, например, Ту-204 со всеми возможными модификациями, Ил-96-400.

Однако, по мнению С.Колтовича, если сравнивать топливную эффективность, вес самолета, систему послепродажного обслуживания, запасы по шумам лет на 10-15 вперед, то можно говорить, что по экономическим характеристикам предлагаемые сегодня российские самолеты на 10-40% хуже своих иностранных аналогов Airbus и Boeing. Но "Аэрофлот" поддерживает российского производителя, если он пытается предоставить на рынок эффективные самолеты. Так, 7 декабря прошлого года авиакомпания подписала контракт с компанией "Гражданские самолеты Сухого" на поставку 30 машин, напомнил С.Колтович.

"Аэрофлот" при выборе поставщика дальнемагистральных самолетов, которые начнут эксплуатироваться после 2010г., отдает предпочтение Boeing-787 или Airbus A350. Компании на дальних маршрутах потребуется 20-25 машин. Критерий этого выбора – снижение эксплуатационных расходов. Так, Boeing-767-300-ER имеет 185 тонн взлетного веса и 4,8 тонны расходуемого топлива в летный час, в то время как российский Ил-96-300, соответственно, 250 тонн веса и почти 8 т/ч. Подобными соображениями руководствуются и другие авиакомпании. Таможенные пошлины и НДС, которые на начальных этапах отрицательно сказываются на финансовых показателях, в дальнейшем окупаются. Важный фактор – система послепродажного обслуживания: у отечественных производителей она в стадии разработки, в то время как "инолайнер" в случае проблем будет готов к эксплуатации авиакомпанией через сутки.

К проблемам авиапрома, уже 10-15 лет пребывающем в затяжном "штопоре", общество относится достаточно спокойно по сравнению, скажем, с кризисом в автопроме, напрямую затрагивающем миллионы автовладельцев. Для миллионов авиапассажиров главное - комфорт, безопасность.

Аналитики считают, что авиапрому, наверное, нужно отбросить амбиции, стать скромнее, и сосредоточится на разработке и выпуске одного-двух типов гражданских лайнеров, сопоставимых с лучшими западными аналогами.

Где взять нужные средства, если сейчас отечественные самолетостроители выпускают в год всего 9 самолетов? Хороший путь - привлечение инвестиций. Скажем, Boeing планирует с этого года и до 2010 вложить в различные проекты в России 2,5-3 млрд долл. С 1991 он уже раскошелился почти на 2 млрд. Но у американского авиаконцерна свои интересы – "Боинги", а отнюдь не "Ту" и "Илы".

Заставить авиаперевозчиков покупать только российское? Рычагов у правительства немало – ввести запредельные таможенные пошлины или прямой запрет на покупку "инолайнеров", мотивируя его "здоровым" протекционизмом.

Хорошо, что кабинет пошел другим путем - президенту направлен проект создания Объединенной авиастроительной корпорации, куда первоначально войдут компания "Сухой", Российская самолетостроительная корпорация "МиГ", компания "Ильюшин", корпорация "Иркут", ОКБ Яковлева и ОАО "Туполев". Контрольный пакет останется за государством, которое будет финансировать проект. Планируемые показатели - выпуск до 120 самолетов в год (к 2013г.), выручка 2,5 млрд долл. в год. Может, вскоре и появятся самолеты, способные конкурировать с иностранными на всех воздушных магистралях. Ведь, по словам представителя "Аэрофлота" (где, кстати, государство главный акционер) С.Колтовича, авиакомпания никогда не отказывалась от приобретения российской техники, она отказывается от приобретения неэффективной техники.

СберПро Медиа Интересное

Меры государственной поддержки бизнеса: подборка за I квартал 2024 года

СберПро Медиа Финансы

Как новое поколение недропользователей меняет золотодобычу: кейс «Золото Дельмачик»

СберПро Медиа Интересное

Кто такой CSM? И зачем бизнесу менеджер по успеху

СберПро Медиа Туризм

Отдохнуть и полечиться. Какие туристические проекты запускались
в 2023 году в России

СберПро Медиа Интересное

На диджитал-рельсы: как правильно организовать цифровизацию в компании

СберПро Медиа Недвижимость

Барометр отрасли: рынок строительного подряда

СберПро Медиа ТМТ

В каждом смартфоне. 9 трендов в разработке мобильных приложений

СберПро Медиа Лесопромышленный комплекс

Барометр отрасли: лесопромышленный комплекс

СберПро Медиа Интересное

Как российские компании переходят на отечественные АБС-пластики

СберПро Медиа Интересное

Нейросетевой мозг
для кобота. Ключевые тренды российской робототехники

Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Курс евро на 27 апреля
EUR ЦБ: 98,72 (+0,01)
Инвестиции, 26 апр, 16:31
Курс доллара на 27 апреля
USD ЦБ: 92,01 (-0,12)
Инвестиции, 26 апр, 16:31
Университет в США начал отстранять студентов из-за пропалестинских акций Политика, 07:46
Гладков предупредил о ракетной опасности в Белгороде Политика, 07:36
Состояние Маска впервые за два года выросло почти на $40 млрд за неделю Бизнес, 07:29
Корабль-участник высадки в Нормандии соберет деньги для Украины Политика, 07:09
В ЕС вслед за США допустили запрет TikTok Технологии и медиа, 06:32
РКН заявил о 120 тыс. неудаленных противоправных материалов в Telegram Технологии и медиа, 06:07
Лондон сообщил о падении инвестиций в свой финансовый сектор в два раза Финансы, 05:45
Онлайн-курс Digiital MBA от РБК
Объединили экспертизу профессоров MBA из Гарварда, MIT, INSEAD и опыт передовых ИТ-компаний
Оставить заявку
В Колумбии при крушении вертолета погибли девять военных Общество, 05:29
Samsung сообщила о десятикратном росте прибыли на фоне бума в области ИИ Технологии и медиа, 05:11
Жителя Приморья задержали за контакты со структурой украинской разведки Политика, 04:55
Axios сообщил о просьбе Нетаньяху к Байдену предотвратить ордеры МУС Политика, 04:46
L'Occitane выкупит свои акции за $1,8 млрд и станет частной компанией Бизнес, 04:12
CNN узнал о новом предложении ХАМАС от Египта о прекращении огня Политика, 03:54
Дугин в интервью Карлсону объяснил нелюбовь к Путину за рубежом Политика, 03:32