Новороссийский порт расширится за счет соседей
Как полагают эксперты, окончательно решение сменить банковский бизнес на портовый созрело у владельцев "Инвестсбербанка" после того, как в их руки перешел "уралсибовский" пакет акций порта. Правда, "Уралсиб" все еще остается в порту – но уже не в роли акционера. "После передачи акций "Инвестсбербанку" у "Уралсиба" не осталось финансовых интересов на НМТП", - считает исполнительный директор Центра экономических коммуникаций Сергей Деменский.
По его мнению, сейчас корпорация работает в порту как консультант и стратегический партнер по проекту, выполняя взятые на себя перед "ИСБ" обязательства по завершению объединения активов в единый холдинг. "Здесь у "Уралсиба" большой опыт - на рынке помнят и объединение страховой группы корпорации, и прошлогодний проект по интеграции в состав "Уралсиба" сразу пяти самостоятельных банков. Теперь этот опыт пригодился в Новороссийском порту", - отмечает эксперт.
В самой корпорации официально никак не комментируют перспективы своего присутствия в стивидорном бизнесе. В то же время источник в "Уралсибе" не исключает, что накопленный опыт по управлению многопрофильным портовым комплексом будет востребован. Как отмечают наблюдатели в банковских кругах, одним из аспектов мотивации участия финансовой корпорации в интеграционных процессах стивидоров видится оказание им широкого спектра услуг, направленных на создание устойчивого фундамента для дальнейшего роста реальной экономики в этой портовой отрасли. Такая стратегия развития клиентов, предусматривающая сбалансированное сочетание направлений интенсивного и органического роста, выделена в корпорации в самостоятельное направление деятельности. Это может означать, что "Уралсиб" не исключает своего "возвращения" в стивидорный бизнес – возможно, не на НМТП, а уже в будущем, географически диверсифицированном холдинге. Его создание специалисты считают практически неизбежным, прежде всего, в связи со вступлением России в ВТО.
"Если мы примем во внимание вступление России в ВТО, которое, несомненно, состоится в ближайшей перспективе, выдержать ценовую и качественную конкуренцию можно будет только путем расширения холдинга, в том числе за счет консолидации активов стивидоров, находящихся в ближайшем зарубежье", - говорят эксперты. Как отметил президент Союза судовладельцев России Михаил Романовский, "ставки сборов с судов в российских портах на сегодняшний день на 35-40% выше, чем в зарубежных, при этом по качественным параметрам наши порты существенно проигрывают иностранным".
Вместе с тем горизонтальная интеграция за счет вовлечения акционерами "Инвестсбербанка" и "Уралсиба" крупных портов на территории соседних государств позволит холдингу реализовать комплексные инфраструктурные проекты, направленные на повышение привлекательности российских транспортных коридоров. Кроме того, соседние государства также заинтересованы в сотрудничестве с российскими компаниями. Так, например, два года назад было подписано соглашение между Россией и Литвой о совместном развитии двух морских портов - российского Калининграда и литовской Клайпеды. Перспективы возможного сотрудничества открываются и на Украине, власти которой намерены в ближайшие годы провести приватизацию таких портовых гигантов, как Одесский, Ильичевский, Южный и Мариупольский порты.