Вслед за ЦБ на аудиторскую тайну посягнула ФНС
Как пишет сегодня газета "Коммерсантъ", участники рынка считают, что намерения ФНС подтверждают версию о негласной кампании по усилению контроля государства над бизнесом.
В распоряжении издания оказалась копия телефонограммы межрайонного управления ФНС по Санкт-Петербургу №10, в которой ведомство "убедительно просит" аудиторские компании "срочно" предоставить информацию по обширному кругу вопросов. В частности, налоговики просят аудиторов сообщить структуру их расходов, наименования компаний-клиентов и структуру оказанных услуг, а также сообщить о фактах сдачи уточненных расчетов по налогам и сборам предприятиями "с указанием причины внесения исправлений в бухгалтерскую и/или налоговую отчетность".
Информацию о получении соответствующего запроса от ФНС "Коммерсанту" подтвердил вице-президент аудиторской палаты Санкт-Петербурга (АП СПб) Дмитрий Желтяков. По его словам, известно как минимум о пяти случаях таких запросов в адрес нескольких компаний. По сведениям газеты, аналогичные запросы в аудиторские компании были направлены местными управлениями ФНС по Белгородской области и Хабаровскому краю.
Наличие подобных запросов из налоговых органов подтвердили представители ряда крупнейших профобъединений на рынке аудита – Аудиторской палаты России (АПР), Российской коллегии аудиторов (РКА) и Института профессиональных аудиторов (ИПАР). По мнению президента АПР Бориса Соколова, такая практика свидетельствует о том, что "налоговая служба пытается провести общероссийскую кампанию по сбору конфиденциальной информации у аудиторских компаний".
ФНС – не первый государственный орган, посягнувший на аудиторскую тайну. Как сообщалось 7 марта, с аналогичной инициативой выступил Банк России. Правда, ЦБ, в отличие от налоговиков, надеется прописать свои требования в законодательстве. В ФНС, очевидно, решили поторопить события и разослать аудиторам запросы, не имея на это законных оснований. В районной инспекции ФНС по Санкт-Петербургу "Коммерсантъ" заявили, что опросы аудиторов носят локальный характер.
Факт запросов ФНС вызвал у аудиторского сообщества серьезную озабоченность. Аудиторы считают, что даже единичный случай разглашения аудиторской тайны будет иметь крайне негативные последствия для взаимоотношений между клиентами и аудиторами и может повлечь подрыв доверия к аудиторам.
Последовавшие друг за другом инициативы ЦБ и ФНС о раскрытии информации, составляющей аудиторскую тайну, участники рынка считают звеньями одной цепи. Эксперты опасаются, что интерес к аудиторской тайне проявят и иные регуляторы, и проблема выйдет на общегосударственный уровень.
Вместе с тем запрос может нести скрытую угрозу для аудиторских компаний. Ведь в нем, в частности, содержится требование предоставить данные о динамике роста доходов аудиторской фирмы, структуре расходов по статьям затрат, структуре оказанных консалтинговых услуг, круге их заказчиков, наличии нареканий на работу аудиторов и даже о наличии в штате аудиторской компании иностранных работников. Такого объема информации, по мнению экспертов, достаточно для инициации и проведения не одной, а нескольких проверок.