Лента новостей
Президент Эстонии раскритиковала идею вернуть России право голоса в ПАСЕ Политика, 21:16 Чемпионат мира по хоккею. Швейцария — Россия. Онлайн Спорт, 21:15 «Ростов» впервые за три года обыграл «Зенит» в чемпионате России Спорт, 21:13 Новак допустил возникновение дефицита нефти на мировом рынке Бизнес, 21:13 Трамп ответил на вопрос о роли в подготовке «кибератаки против России» Политика, 20:50 Член жюри «Евровидения» ответил на исполнение песни победителя в 2017-м Общество, 20:46 Хорошо ли вы спите. Тест РБК и Philips, 20:39 Порошенко рассказал о главной обиде за годы работы президентом Украины Политика, 20:37 В Гаване три человека погибли при наезде автомобиля на пешеходов Общество, 20:09 В Красноярском крае ликвидировали крупный пожар при помощи вертолета Общество, 19:48 Греческий йогурт: почему стоит добавить этот суперфуд в свой рацион Спецпроект РБК PINK, 19:47 Власти проверили видео с ушедшим вице-канцлером Австрии и «россиянкой» Политика, 19:04 Чемпионат России по футболу. «Ростов» — «Зенит». Онлайн Спорт, 19:00 Как предприятию удалось стать лидером зефирно-мармеладного бизнеса РБК и ВТБ, 18:57
Обвал рубля ,  
0 
Минфин готов дать на борьбу с кризисом не более 73 млрд руб.
На антикризисные меры Минфин готов потратить в первом квартале только 20 млрд руб. из антикризисного фонда и 53 млрд руб. из ФНБ. Остальное – после того, как ведомства оптимизируют госпрограммы
Фото: Екатерина Кузьмина / РБК

Промышленные лоббисты

Из антикризисного фонда, в котором сейчас 166 млрд руб., Минфин предлагает профинансировать только пять из 59 мер антикризисного плана, утвержденного премьер-министром 27 января. Общая стоимость плана оценивается в 2,3 трлн руб. Первоначальные расходы предлагается делать по минимуму, рассказали РБК два источника в правительстве.

По их словам, всю прошлую неделю в Минфине проходили консультации с министерствами и ведомствами, с понедельника они начнутся в Белом доме. Во вторник предложения планируется обсудить на заседании антикризисной комиссии у первого вице-премьера Игоря Шувалова.

Наиболее удачливым лоббистом среди претендентов на средства антикризисного фонда оказался Минпромторг. Ему согласовали финансирование из фонда на программу утилизации подержанных автомобилей на 10 млрд руб. Еще 5 млрд одобрено на субсидии предприятиям для компенсации процентных ставок по кредитам, говорит правительственный чиновник, знакомый с ходом межведомственных согласований. Общая сумма, заложенная в антикризисном плане на эту меру, составляет 20 млрд руб.

Также в первом квартале предлагается полностью выполнить план по докапитализации Росагролизинга на 2 млрд руб. для поддержки льготного лизинга российской сельхозтехники. В остальном Минфин против того, чтобы немедленно гасить кризис в сельском хозяйстве деньгами. Из заявки Минсельхоза на 50 млрд руб. в первом квартале Минфин согласен удовлетворить лишь 20 млрд, но только за счет перераспределения действующих госпрограмм.

В первом квартале можно будет увидеть и первые траты из ФНБ, говорят чиновники правительства. Предлагается провести докапитализацию банков на средства ФНБ на 53 млрд руб. Всего по антикризисному для реализации инфраструктурных проектов плану зарезервировано 250 млрд руб. из ФНБ.

Социализм откладывается

Из всех заявок социального блока правительства за счет антикризисного фонда предлагается удовлетворить только одну – выделить 2 млрд руб. на мероприятия по поддержки занятости (общая заявка Минтруда в плане – 52,2 млрд). Антикризисный фонд не предполагается тратить и на индексацию с 1 февраля страховой пенсии по фактической инфляции. Сама индексация не отменяется, дополнительные расходы ПФР Минфин обещал компенсировать в любом случае при пересмотре федерального бюджета в конце февраля, утверждает источник РБК в социальном блоке правительства.

По остальным заявкам соцблока дискуссия продолжается. Например, по мнению Минфина, программы регулирования занятости или переобучения не могут считаться оперативными мерами, говорит участник совещаний в Минфине на прошлой неделе. Реакция рынка труда на кризисные явления не мгновенная, она должна приводить к повышению долгосрочной эффективности, изменению структуры рынка трудовых ресурсов и не ложиться обузой на государство, объясняет он позицию министерства.

Кроме того, по его словам, программа временной занятости, разработанная Минтрудом, копирует механизм 2009 года, когда средства получали регионы и затем сами перераспределяли их по предприятиям. В прошлый кризис финансирование именно этим способом привело к тому, что предприятия охотно выводили сотрудников за штат под видом сокращения, а люди по договору о временной занятости работали там же, но уже за счет бюджета, а не работодателя.

«Пока большинство социальных разделов антикризисного плана не получило финансирования ни за счет перераспределенных госпрограмм, ни за счет дополнительного антикризисного финансирования. Согласование может выйти за рамки раздела антикризисного фонда и продолжится во время пересмотра федерального бюджета в конце февраля», – говорит чиновник из социального блока правительства.

Тратьте что есть

Один из участников совещаний в Минфине на прошлой неделе рассказывает, что на них глава Минфина Антон Силуанов рекомендовал чиновникам других ведомств больше думать не о том, как и сколько взять денег из антикризисного фонда, а эффективно распорядиться теми деньгами, которые у них уже есть по закону о бюджете на 2015 год. «Ускоренно довести эти деньги до экономики – уже антикризисная оперативная мера», – цитирует он слова министра, сказанные на одной из встреч.

Одновременно с повышением эффективности на совещаниях был поднят вопрос о 10-процентном сокращении госаппарата. Сделать это весной прошлого года призывал Дмитрий Медведев. Сокращение численности чиновников и уменьшение их привилегий, по подсчетам Минфина, позволят снизить расходы на сумму около 20 млрд руб. в год.

Подход, при котором удастся получить большую эффективность от действующих госпрограмм, верный, но из антикризисного фонда все равно придется выделять деньги, говорит другой чиновник в правительстве, комментируя предложения Минфина: «Сейчас предприятиям нужны оборотные средства. Особенно сельскому хозяйству и особенно на посевную».

Официальный представитель Минфина обсуждаемый размер финансирования из антикризисного фонда не комментирует, но подтверждает, что министерство предлагает максимально осторожно отнестись к расходам федерального бюджета, чтобы у правительства сохранились возможности для маневра при определении структурных мер. Минфин настаивает, чтобы ведомства не тормозили текущие расходы, так как большая часть мер и так сопряжена с основными расходами госпрограмм.

Магазин исследований: аналитика по теме "Финансы"